Базовые понятия китайской философии
Китайская философия начала складываться в VII в. до н.э. и вполне сложилась к III в. до н.э. Это так называемый древний период развития китайской философии. Кроме него выделяют еще три периода: средневековый (III в. до н.э. — XIX в. н.э.), новый (середина XIX в. н.э. — до 1919 г.), новейший (с 1919 г. — по настоящее время). В ретроспективном аспекте наибольший интерес представляют те китайские философские системы, которые сложились в первый период. Именно они и будут рассмотрены ниже.
Основными школами философской мысли, родившимися непосредственно на китайской почве, являются конфуцианство и даосизм, возникшие в VI в. до н.э. Примерно в III в. до н.э. в Китай из Индии пришло учение буддизма, далее китайская традиция развивалась с учетом заметного влияния буддийской философии.
Следует отметить, что все три основные учения оказывали влияние друг на друга, при этом простыми людьми, как правило, воспринимались элементы сразу всех учений одновременно, поэтому их мировоззрение представляло своеобразный коктейль. В то же время сами эти учения, возможно, благодаря подобной естественной эклектике стали использовать некоторые одинаковые базовые понятия, такие как дао, ци, инь и ян и др.
Отсутствие единого Первоначала. Для китайской философской традиции присуще отсутствие понятия единого первоначала^ управляющего миром, в этом ее серьезное отличие от западной философии. Есть «тьма вещей» или «десять тысяч вещей», которые не имеют единого начала и не составляют единообразно управляемого мира. Китайцы вообще не склонны размышлять над понятиями бытия или
Раздел III. Философия Древнего Востока
небытия, ибо существование для них — это циклический процесс, круг без начала и конца.
Концепция дао. Дао — это высший принцип саморазвития мира. Дословно дао — это путь, дорога, поток. В этом вечном потоке непрерывных изменений и трансформаций вещи возникают и погибают. Подробнее о концепции дао будет изложено в вопросе о даосизме.
Концепция инь-ян. В соответствии с космогонией древних китайцев из бесформенного мрака родились две вселенские силы, упорядочившие мир: инь и ян. Дух ян управляет небом и является светлым, мужским, творческим началом. Дух инь управляет землей, это темное женское начало, принцип сохранения. Инь и ян являются противоположностями, в то же время нераздельны и дополняют друг друга, постоянно перетекают друг в друга, составляя единое целое.
Гармония инь и ян представляет собой Великий Предел бытия («тайцзи»), в котором все существующее переходит в свою противоположность. Символ Великого Предела изображается в виде круга с вписанной в него волнистой линией, которая разделяет круг на светлую и темную половины. На темной половине имеется светлая точка, а на светлой — темная, что означает присутствие ян внутри инь и присутствие инь внутри ян. Когда что-либо достигает своего предела, начинается движение в противоположном направлении, ян сменяется инь, а инь — ян. Можно говорить о непрерывном, цикличном процессе смены периодов активности и покоя. Инь и ян символизируют изначальный дуализм всего сущего.
Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Вне зависимости от половой Принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества. Отсюда объясняется противоречивость человеческой натуры — как следствие всеобщей двойственности природы вещей.
Символика инь-ян пронизывает все сферы китайского национального уклада жизни и культуры. Ян соответствует внешнему, верху, левой стороне, раскрытию, кругу, небу и т.д., а инь — всему противоположному. Взаимодействие и гармония этих двух сил прочитывались китайцами в каждом моменте человеческой деятельности. Так, например, традиционный сюжет в искусстве — это дракон (ян), изображаемый в облаках (инь), китайский пейзаж — это горы (ян) и вода (инь). Китайская ваза имела квадратное основание (земля, инь) и круглый верх (небо, ян), фарфоровую оболочку (ян) и пустоту внутри (инь).
Концепция «пяти первоэлементов» (у-син). Вселенские силы инь и ян воплощены в пяти первоэлементах: дерево, огонь, металл, земля, вода, которые в свою очередь составляют суть проявленного мира.
Тема 10 Древнекитайская философская традиция
Эти первоэлементы выражают не только материальность Бытия, они символизируют пятичастную систему трансформации всех процессов и явлений. Огонь «порождает» землю, земля «порождает» металл, металл — воду, вода — дерево. Но эти же стихии и «вытесняют» друг друга: огонь — металл, металл — дерево, дерево — землю, земля — воду. Эти пять первоэлементов ассоциируются с множеством явлений в природе и в жизни человека. Дерево соответствует весне, огонь — лету, металл — осени, вода — зиме, а земля — астрономической середине года (точке летнего солнцестояния).
На взаимодействии «пяти первоэлементов», т.е. на процессах «порождения» и «вытеснения», базируется традиционная китайская медицина. Все органы тела взаимосвязаны между собой, так же как первоэлементы. Дереву соответствуют печень и желчный пузырь, глаза, жилы, а также чувство гнева и синий цвет- Огню — сердце и тонкая кишка, язык, сосуды, радость, красный цвет. Земле — селезенка и желудок, рот, мышцы, мысль, желтый цвет. Металлу -^г легкие и толстая кишка, нос, кожа, скорбь, белый цвет. Воде — дочки и мочевой пузырь, ухо, кости, страх, черный цвет. В любом существовании можно выделить пять стадий: рождение — зрелость — старость — дряхлость — смерть.
*И-цзин», или Книга Перемен. Одним из самых значительных достижений древних китайцев было создание канона Книги Перемен. Этот канон оказал существенное влияние на развитие всей китайской культуры и философии.
По сути, это очень малопонятный и загадочный текст, который изначально использовался в качестве различных толкований техники гадания по системе восьми триграмм (ба гуа). По форме триграммы представляют собой комбинации двух видов черт: сплошной, символизирующей янское начало, и прерывистой — символа инь. Каждая триграмма состоит из трех черт, расположенных «столбиком» друг над другом, и обозначает какое-либо значимое состояние или явление.
Существуют следующие триграммы:
1) три сплошные черты — «цянь»: состояние творчества, крепости, небо, металл, соответствует отцу;
2) Три прерывистые черты — «кунь»: свершение, уступчивость, земля,, мать;
3) две прерывистых черты вверху и одна сплошная внизу — «чжэнь»: возбуждение, движение, гром, первый сын;
4) между двумя прерывистыми одна сплошная черта — «конь»; погружение, опасность, вода, второй сын;
5) над двумя прерывистыми одна сплошная черта — «гэ«ь»: стояние, незыблемость, гора, третий сын;
Раздел III. Философия Древнего Востока
6) под двумя сплошными одна прерывистая — «сюнь»: уменьшение, проницание, ветер, первая дочь;
7) между двумй сплошными одна прерывистая — «ли*: смычка, выявление, огонь, вторая дочь;
8) на двух сплошных одна прерывистая — «дуй»: разрешение, радость, водоем, третья дочь.
Изобретение триграмм приписывают легендарному родоначальнику китайской цивилизации Фуси, который создал их, наблюдая за «образами в небесах» и «узорами зверей и птиц». В схеме Фусй триграммы располагаются по кругу, так что триграмма «цянь», символизирующая пик ян, находится на юге, а «кунь», отражающая полноту инь, — на севере. Остальные триграммы расположены в порядке нарастания и убывания сил инь или ян. Считается, что схема Фуси — образ первозданного состояния универсума в его равновесии и покое.
Сочетание двух триграмм — гексограмма (шесть черт) указывает на принципы взаимодействия основных состояний. Всего существует 64 комбинации гексограмм, которые и описывают всевозможные варианты состояний мира вокруг нас и внутри нас, символизируют универсальную иерархию всех вещей и явлений во всех возможных в этом мире вариантах взаимодействия. Собственно сам И-цзин представляет собой именно эти 64 символа,а вся остальная многочисленная связанная с ним литература — всего лишь толкование этих гексограмм.
В гадательных практиках человек, задававший вопрос, тем или иным способом получал для себя ответ в виде какой-либо гексограм-мы (чаще всего использовалось гадание на стеблях тысячелистника, а в упрощенном варианте — старинные монеты). Толкование выпавшей гексограммы и являлось ответом на поставленный вопрос.
Существует много объяснений символов, используемых в И-цзин. Например, известный психоаналитик К.Г. Юн\ считал, что «гуа» фиксируют общечеловеческий набор архетипов^т.е. врожденных психических структур.
Сегодня в различных сферах человеческой деятельности (от компьютеров до политики) принципы И-цят все чаще используют-1 ся в качестве универсальной системы описания протекания любых', процессов.
Конфуцианство ^
Конфуций. Основные черты учения. Имя китайского мыслителя Кун' Фу-цзы (ок. 551—479 до н.э.) в XVI веке было латинизировано миссио-8 нерами-иезуитами и стало употребляться на Западе как Конфуциус шод Конфуций. При этом «Фу-Цзы» является почетным титулом, которым!
Тема 10. Древнекитайская философская традиция
его именовали, что означает «Мастер». Конфуций основал философскую школу моралистов (рю). Основной задачей, которую он ставил перед собой, являлось создание учения о построении совершенного общественного устройства и воплощение его в жизнь.
Главными принципами построения совершенного общества, по Конфуцию, являются гуманность (чжен), соблюдение ритуалов и обрядов (ли) и практическое воплощение нравственных норм в жизнь (ци). Он рассматривал человеческую жизнь как постоянный процесс учения и воспитания. В качестве примера для подражания Конфуций предложил образ высокоморального человека.
В основе учения Конфуция лежит почитание древней мудрости и древних традиций, так как он считал, что человек может приобрести правильное понимание своих обязанностей только с помощью тщательного изучения традиции. Традиция в таком понимании становилась общественной нормой, а изучение древних текстов — одним из главных методов обучения и совершенствования.
Для конфуцианства было типичным представление о существовании Небесного «замысла» в отношении всего сущего, и в первую очередь человека. То, что определено Небом, человек не в силах изменить. Но есть моменты, которые зависят только от человека и от его личных усилий, т.е. конфуцианство отрицает абсолютный фатализм и признает необходимость человеческих усилий, направленных на достижение совершенства.
«Исправление имен» (Чжен мин). Конфуций считал, что в основании знаний заложены нравственные начала. Это означает, что человек должен познавать себя через сравнение своих моральных поступков и действий с традиционной нормой или ритуалом. Ритуал в этом случае является эталоном нравственного поведения. Сам Конфуций разъяснял суть учения об «исправлении имен» на следующем примере: «Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». То есть каждый человек должен придерживаться тех норм и правил, которые ему предписывает его социальный статус. При этом должно учитываться обстоятельство, что один и тот же человек может одновременно выступать в роли отца и в роли сына, в роли подданного и в роли правителя.
Человек должен знать, как вести себя в той или иной ситуации, а потому знание ритуалов помогает сохранить свое достоинство и проявлять человечность. Но для правильного использования ритуалов человеку необходимо понимать существующий в мире порядок вещей и свое место в этом мире. Кроме того, по учению Конфуция, важно использовать «правильные имена» (т.е. названия) вещей. В трактате «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленном учениками мудреца из
Раздел III. Философия Древнего Востока
его высказываний, по поводу «имен» говорится следующее: «Если названия вещей неточны, их словесное выражение не отражает сути. Если слова не отражают сути, дела не могут быть завершены. Незавершение дел выхолащивает ритуалы и музыку. Умаление значения музыки и обычаев приводит к тому, что наказание не достигает своей цели. Если наказание не действенно, общество ожидает хаос. Поэтому если благородный человек о чем-то говорит, его слова должны нести четкую смысловую нагрузку, ибо слова не должны расходиться с делом».
Подразделение людей на категории. Нравственный идеал. Конфуций делил всех людей на три категории:
1) шен-рен — мудрец; тот, кто учит мудрости и воплощает ее в
себе;
2) цзюнь-цзы — благородный человек; тот, кто во всех поступках следует истине;
3) сяо-рен — «маленький человек»; тот, кто живет без оглядки на моральные ценности.
В своих поучениях Конфуций противопоставляет «благородного человека» «маленькому человеку»: «Благородный человек сострадателен и не фанатичен. Маленький человек фанатичен и не сострадателен». «Благородный человек спокоен и умиротворен; маленький человек суетен и вспыльчив». Об образе же конфуцианского мудреца можно судить по следующему изречению из «Луньюй»: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, -- значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит потерять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов».
Для верной оценки поступков человека их необходимо соотносить с общественным благом. Целью человека должно быть общественное служение, а не личная выгода. Конфуций говорит: «Если человек поступает из корыстных побуждений, он неизбежно вызывает негодование». Поэтому нравственный идеал конфуцианства — личное совершенствование, постоянное превозмогание себя (кэ цзи), причем не в отшельничестве, а, напротив, в постоянном общении с другими людьми, в ходе которого только и возможно духовное возмужание и очеловечивание. Человек может добиться личного совершенства, только ведя к совершенству других.
Дальнейшее развитие идей Конфуция. Нерхонфуцианство. В развитие конфуцианских идей большой вклад внес Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он отстаивал традиционное конфуцианское представление о разграничивающей функции ритуала и о естественном разделении общества на «верхи» и «низы». Мэн-цзы развивал идеи Конфуция о мудром правлении государя, который без принуждения подчиняет все живое своей всеохватной воле, и учил, что народ может даже
Тема 10. Древнекитайская философская традиция
свергнуть Правителя, если тот изменит «чаяниям народа» и принципам «гуманного» правления. Он также углубил теорию нравственного самосовершенствования. По его мнению, каждый человек от рождения наделен знанием этических норм и самосовершенствование — это развитие врожденных добродетелей.
Другим выдающимся идеологом конфуцианства был Сюнь-цзы (ок. 313 — ок. 238 до н.э.), который переосмыслил идею «ли» (ритуала) в свете реалий общественной морали. Он указал, что ритуал устанавливает место человека в обществе с целью гармонизации последнего. В таком обществе все равны в том, что каждый имеет положенное ему по иерархии. Сюнь-цзы в отличие от Мэн-цзы заявлял, что человек «от природы зол, а его доброта созидается им самим».
При жизни .Конфуция его идеи не были воплощены в жизнь. Только во времена династии Хань (III в. до н.э. — III в.) его учение стало государственной идеологией. '
К Х в. н.э. конфуцианство подверглось значительному влиянию даосизма, буддизма, философии «инь-ян», так что, по сути, сформировалось новое учение, которое именуют неоконфуцианством. Главным идеологом неоконфуцианства стал Чжу Си (1130—1200). Его идеи служили в качестве официальной идеологии Китая вплоть до коммунистического переворота 1949 г. Чжу Си изменил значение принципа ли, который стал олицетворять Великий предел (тайцзи). Ли становится вечным, постоянным, всеблагим принципом, стоящим над реальностью, и воплощает в себе истинную природу вещей, т.е. изначальную сущность.