Джайнизм
Джайнизм (от слова «джина») — победитель, т.е. тот, кто побеждает мирские страсти. Впоследствии «джина» стал одним из титулов, присваиваемых наиболее почитаемым учителям джайнизма.
Возникновение традиции джайнизма связывают с именем Маха-виры («Великий герой»), жившего на рубеже VI—V вв. до н.э. Согласно легендам Махавира был немного старше Гаутамы Будды, с которым он неоднократно встречался и беседовал. По преданиям, Махавира в тридцать лет ушел из дома, вступил на путь аскезы и в течение двенадцати лет вел жизнь, полную лишений, после чего в возрасте 42 лет достиг просветления. С тех пор он стал именоваться Джина, а его последователи — джинами или джайнами, т.е. соратниками победителя.. После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной бессрочной голодовке.
Учение Махввцры. Главная цель, как и в буддизме, — преодоление людских страданий. Суть учения: непричинение вреда, отказ от кате» горичных суждений и от собственности. Утверждается право на жизнь всех существ, право человека на самостоятельное суждение и взаимосвязь всех форм жизни. - •>
Конечным освобождением признается достижение душой под,1- • линной реальности — ковали. А основная задача джаййа — стать сиддхай (совершенным). Считается, что сиддхи обладают невероятными способностями, такими как абсолютное знание, всеведение, всемогущество и великолепие. В таком состоянии истинное «Я» че^ ловека (Атман) становится Абсолютной Реальностью (но не Брахманом, как в индуизме, так как в джайнизме нет понятия Брахмана), и в этот момент душа покидает физическую оболочку. Это и есть освобождение, или мокша.
Тема 9. Древнеиндийская философская мысль
Махавира учил, что все сущее имеет душу, при этом духовным началом наделялись не только люди и животные, но и растения, камни, земля, ветер. Более того, любое событие и явление считается одухотворенным в тот момент времени, когда оно происходит. Таким образом, джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций.
Аскетизм длсайнов. Центральной идеей этого учения является принцип ахимсы, т.е. непричинения вреда живым существам. Джай-нисты воспринимают это правило очень серьезно. Они закрывают рот маской, чтобы ненароком не проглотить насекомое, процеживают воду для питья и сметают веником насекомых на своем пути. Естественно, джайны — вегетарианцы.
Аскетизм джайнов порой доходит до крайности. Так как монах не должен чем-либо владеть или испытывать к чему-либо привязанность, то многие монахи отказываются носить одежду, чтобы она не смогла стать объектом вожделения. Считается, что сам Махавира 12 лет скитался обнаженным.
Нагота джайнов является не только материальным проявлением их учения, но символизирует обнаженность в духовном смысле, утверждая абсолютную свободу от любых мирских привязанностей. Даже те джайны (например, миряне), которые носят одежду, должны оставаться духовно обнаженными.
Учение о субстанции. Джайнизм основан на учении о дискретном, т.е. прерывном строении материи, и различает четыре вида проявления микрочастиц (или атомов): воздух, огонь, воду и землю. Эти атомы объединяются в более крупные частицы (наподобие молекул), из которых формируются объекты чувственного мира.
Помимо атомарного мира (или материального уровня) есть другой уровень бытия, на котором существуют вечные субстанции. Вые-' шей из них считается джива — совершенная и бессмертная субстанция, или мировая душа, которая одухотворяет все материальные тела от микроорганизмов до человека.
Мир управляется космическими законами. Джайнизм атеистичен, т„е. в его учении отсутствуют боги, и он не признает абсолютных истин. Мир не имеет начала, он находится в непрекращающемся процессе эволюции в соответствии с кармическими законами.
В целом джайнизм исповедует индуистскую теорию кармы, круг инкарнаций в мире сансары определяется кармой прошлых воплощений. В то же время джайнизм распространяет кармические закономерности не только на человека или живых существ, но и на весь окружающий мир.
Раздел III- Философия Древнего Востока
Тема 10 Древнекитайская философская традиция
Вопросы для самопроверки
1. В Упанишадах один из мудрецов, Уддалаке, задавался 'вопросом: как из не-сущего родилось Сущее (т.е. Бытие)? Ответ был таков: Сущее было изначально, потому что все должно происходить из чего-то. Сравните это положение с концепциями Бытия элеатов, атомистов, софиста Горгия, найдите сходство и различия.
2. Какие религиозные учения Запада имеют сходство с концепцией тождественности Атмана и Брахмана, т.е. представляют возможным единство Бога и человека (его души)? Какой вывод можно сделать из сходства этих положений в религиозных учениях Запада и Востока?
3. В одной из ведийских историй для пояснения иллюзорности личностной сущности, которая лишь искусственно привнесена в физическое тело, рассказывается, как юноше предложили найти конечную сердцевину гранатового плода. Последовательно разрезая плод, а потом и отдельное гранатовое зернышко, он убедился в том, что конечной «сердцевины» попросту не существует. Невидимая срединная реальность есть ничто. Поясните вывод из этой притчи.
4. Во многих направлениях индуизма (ньяя-вайшешика, санкхья-йога и др.) проводится различение знания «внешнего» от знания «истинного». Так, в Бхагавадгите можно прочитать: «Ничто не сравнится в мире с очищающей силой знания; его тот лишь в себе обретает, кто пришел к совершенству в йоге». Чем отличается «внешнее» знание от «истинного»? Почему последнее обретается лишь через практику йоги?
5. Хотя буддизм является религией, его учение не предполагает веру в Бога, в бессмертие и даже в существование души. Буддизм позволяет верить лишь в то, в чем можно убедиться на собственном опыте. Учение буддизма скорее атеистическое, чем религиозное, и тем не менее буддизм — мировая религия. Как вы объясните этот парадокс?
6. В буддизме вопрос о начале мира практически не рассматривается. Согласно легенде Шакьямуни говорит, что его не, интересует, кто направил стрелу или откуда она вылетела. Важно ответить на вопрос, как освободить от страдания пораженного этой стрелой человека. Как вы считаете, почему буддизм не рассматривает вопрос о первоначале мира? Что вообще под «миром» понимается в этом учении? Что буддизм предлагает человеку для освобождения от страданий?
7. Найдите в учебной литературе понятия дзэн-буддизма и чань-буддиз-ма. Чем эти учения отличаются от традиционного буддизма?
8. Одним из способов джайнской духовной практики является посч. Причем в этой традиции человек в преддверии неминуемой смерти, например из-за болезни, должен готовить себя подобно Махавире к смерти через добровольную голодовку. Человек признает, что жизнь подошла к своему логическому завершению, перестает принимать пищу и принимает смерть. Как вы считаете, чем является для адепта джайнизма добровольный уход из жизни?
9. Какие смыслы монахами-джайнами вкладываются в отречение от ношения одежды?
Литература
1. Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак-Грила. М., 1998.
2. Древнеиндийская философия. М., 1972.
3. Исаева Н.В- Шанкара и индийская философия. М., 1991.
4. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.
5. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.
6. Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.
7. Чаттерджи С., ДаттаД. Индийская философия. М., 1994.