Античный атомизм

Левкипп. Левкипп (500—440 до н.э.) считается основателем древ­негреческого атомизма. Он ввел понятия атома (от греч. а(отоз — «неделимый») или неделимой частицы материи, пустоты как усло­вия движения атомов и ювбходимости, определяющей все происхо­дящее. Учение Левкиппа о необходимости выражено следующим по­ложением: «Ни одна вещь не происходит попусту,. но все на некотором основании и по необходимости».

Демокрит. Демокрит (460—370 до н.э.) — ученик Левкиппа. Де­мокрита называли смеющимся философом, так как выходя из дома,

Вопросы для самопроверки

он без смеха не мог глядеть на то, что делали люди, настолько ему казалось несерьезным все, что делалось ими всерьез.

Демокрит считал, что в основе мира лежат атомы. В самом деле:

если бы вещи делились до бесконечности, то в конце концов они ис­тончились бы до ничто, это означало бы, что вещи, будучи нечто, со­стоят из ничто, что абсурдно. Следовательно, должен быть предел ре­ального деления вещей, и этим пределом являются атомы. Атом — это вещественная неделимая, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная частица. Атомы — это размноженное, как бы расколотое бытие Парменида.

Атомы отличаются по форме. Бесконечность числа форм атомов обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы разделяются пустотой, поэтому они не соприкасаются. Отсюда, уже у современни­ков Демокрита возникал вопрос, каким образом атомы могут склады­ваться в вещи и в миры.

Демокрит считал, что существуют атомы времени, т.е. неделимая часть времени. Таким образом, он ввел принцип дискретности, кото­рый подтверждается современной квантовой механикой. Душа и ум состоят из особых, «привилегированных» атомов, гладких, сферичес­ких, легковоспламеняющихся. Такие атомы Демокрит называет бо­жественными. Но раз душа и ум образованы из атомов, значит, они появляются только после соединения атомов, они, следовательно, вторичны.

По Демокриту, небытие существует в виде пустоты. Небытие — такая же основа возникновения многообразия мира, как и бытие. Мир чувственно воспринимаемых вещей есть единство бытия и небытия. Однако если мир есть продукт бытия и небытия, то мы можем иметь о нем как верное, так и неверное, поверхностное представление.

Атомисты разработали одно важное учение — учение о случайнос­ти. Атомы движутся во всех направлениях и случайным образом комбинируются в этот мир. Однако после того как атомы образовали этот мир, далее все идет в соответствии с тем, какая получилась ис­ходная комбинация, т.е. в исходном сочетании атомов как бы записа­но все, что произойдет с миром дальше. Таким образом, случайность мира первична, но далее мир развивается необходимо.

Вопросы для самопроверки

1. Что определило зарождение философии? С какого исторического мо­мента она стала возможной?

2. В чем вы видите сходство и отличие смысла вопроса о первоначале всего сущего в мифологии и философии?

3. Древнегреческих философов называли «физиками». Почему?


Раздел II Античная философия

4. Фалес Милетский сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. Когда его спросили: «Почему же ты не умираешь?», — он ответил: «Именно потому, что разницы никакой». Предложите свои варианты того, что мог иметь в виду мудрец.

5. Как вы думаете, почему Анаксимандр не согласился с мнением Фалеса о первоначале всего сущего и в качестве архэ предложил апейрон?

6. Что объединяет воздух, предложенный Анаксименом в качестве архэ, с первоначалами Фалеса и Анаксимандра?

7. Аристотель, критикуя Гераклита, говорил: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле. Не может кто бы то ни было признавать, что одно и то же и сущест­вует и не существует». Попробуйте встать на позицию Гераклита и отстоять его тезис.

8. Как вы понимаете следующее изречение Гераклита: «Будущее, при­ближаясь, становится настоящим, становление настоящего есть в то же время удаление его в прошлое»?

9. Почему Ксенофан считал, что подлинный Бог единичен, неподвижен и шарообразен?

10. Подумайте и предложите свои варианты ответа на следующий во­прос: как могли древние греки доказать наличие атомов?

Литература

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. АсмусВ.Ф. Античная философия. М., 1999.

3. Верной Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М„ 198&.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних филосо­фов.М., 1986.

5. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложе­нии. М., 1989.

6. ДурьеС.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. Л., 1970.

7. Фрагменты ранних греческих философов / Под ред. А.В. Лебедева. Ч. 1. М., 1989.

8. Целлер Э. Очерк истории греческой философии.М., 1996.