А теперь лекции будет вести Бабелюк Екатерина Геннадьевна.

 

Письменный экзамен из 3 частей. 1 часть должна быть сделана в процессе текущего семестра - мониторинг (10 баллов), являющийся обязательным. Нужно будет проанализировать 10 дел (судебное решение, НПА или еще какие-то документы). Задания по мониторингу уже подготовлены, и будут на следующей неделе на шарэпоинте. Лекции будут выкладываться после соответствующей пары.

 

Мониторинг нужно сдать к 1 декабря. 10 баллов - это наивысший балл, который можно получить за мониторинг (т.е. можно и меньше получить).

 

Письменный экзамен - теоретический вопрос (45 баллов) и коллизия (45 баллов).

 

МГУ, МГЮА, Институт закон-ва и сравнительного правоведения - учебники по МП.

 

Конституционно-правовой статус МО

 

Право местного самоуправления (право решать вопросы своими силами) - это индивидуальное право гражданина (это подтверждается решениями КС, которые будут на шарэпоинте), а также - это коллективное право. Выразителем коллективного права на МС можно считать создание такого образования как МО.

 

У МО есть собственная территория. Территория МО является формально определенной, нормативно установленной. Любое МО имеет установленные законом границы.

 

Государственные границы РФ устанавливаются специальным законом о границе. Границы субъектов РФ устанавливаются на подзаконном (отсылочном) уровне. Границы МО устанавливаются законами субъектов РФ.

 

МО предполагает организационную самостоятельность. У нее своя структура органов МС, которая, однако, должна соответствовать установленной структуре ФЗ.

 

У МО есть функциональная самостоятельность. У МО есть своя собственная компетенция. МО осуществляет отдельно свою публичную власть, а поэтому у нее должны быть свои полномочия.

 

У МО есть экономическая и финансовая самостоятельность. Это проявляется в наличии у МО своего бюджета и муниципальной собственности. Мы употребляем слово "должна". "Должна" - значит, у МО должен быть свой бюджет и своя собственность. Если этого нет, то субъект РФ должен поделиться.

 

У МО есть правовая автономия. У МО есть акт высшей юридической силы - устав МО, а еще издает другие НПА.

 

У МО есть официальная символика: геральдика, гербы и пр.

 

Так как МО решает свои вопросы под собственную ответственность, то нормы, регулирующие такие отношения, выделяются в отдельную группу. Муниципиум - города в Древнем Риме. Ч.2 ст.2 131-ФЗ "муниципальный" означает "местный, связанный с местным самоуправлением".

 

Место МП в системе права еще не определено. То ли это отрасль, то ли подотрасль, то ли институт. Идут споры. В 1999 году предлагалось МП рассматривать как комплексную отрасль права, выделяющуюся в отдельную отрасль в силу специфики предмета.

 

3 точки зрения есть на вопрос о соотношении понятия "МП" и "Право местного самоуправления".

 

1 точка зрения - МП равно Праву местного самоуправления. Этот подход существенно ограничил бы предмет МП, потому что тут не учитывается бюджетная самостоятельность. А не учитывалась бы она потому, что Право местного самоуправления включает в себя лишь решение вопросов своих на местности.

 

2 точка зрения - МП шире Права местного самоуправления. Выход за границы права местного самоуправления приводит ко включению в МП отношений, связанных с другими отраслями права: бюджетное, земельное, градостроительное и др.

 

3 точки зрения - МП уже Права местного самоуправления. Эта точка зрения аутсайдерская.