Девіз та завдання біхевіоризму.Закони навчання.Формули поводження.
Девизом бихевиоризма стало, по мнению Уотсона, ПОНЯТИЕ О ПОВЕДЕНИИ как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.
С точки зрения бихевиоризма основные ЗАДАЧИ психологии сводятся к следующему: ВЫЯВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ТИПОВ РЕАКЦИЙ; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший её стимул.
Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направлениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихевиоризма, Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врожденные и приобретённые реакции. К числу врождённых реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорождённых детей, а именно: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и т.д.
Следует отметить, что если с описанием врождённых реакций у Уотсона серьёзных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением новорождённых детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врождённые реакции, дела, обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходимо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как говорили в то время, «сочетанных», рефлексов. Ознакомившись с работами российских учёных, Уотсон принимает КОНЦЕПЦИЮ УСЛОВНЫХ рефлексов в качестве естественнонаучной базы своей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путём обусловливания.
Таким образом, все человеческие действия, по мнению Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакции.
Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S - R» для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввёл в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» - V, в результате схема приобрела вид: "S-V-R". Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.
Основные положения учения Толмена представлены в его работе «Целенаправленное поведение у животных и человека».