Цикл практических занятий.
Тема первая: Роман «Господа Головлевы» и семейный роман XIX века.
1. Сравните роман «Господа Головлевы» и типичную семейную хронику XIX века, например, книгу Н. П. Грот «Из семейной хроники. Воспоминания для детей и внуков». Найдите черты «семейной хроники» в романе. Почему произведение Салтыкова-Щедрина нельзя признать типичной для XIX века «семейной хроникой»?
2. Образцовую модель семейного романа Салтыков-Щедрин находил в романах И. С. Тургенева, считая, что после тургеневских романов написать «семейный роман» легко сможет каждый сочинитель. Сопоставьте роман «Господа Головлевы» и роман Тургенева «Дворянское гнездо». Опишите, анализируя формы повествования, авторскую ценностную позицию в отношении семьи и рода в романах Тургенева и Салтыкова-Щедрина. В чем различие позиций?
3. Восстановите «ближайший» контекст «Господ Головлевых» как семейного романа в пределах XIX века в целом, учитывая творчество писателей первого ряда, беллетристов, мемуаристов. Например, сравните роман Салтыкова-Щедрина с романом Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», с повестями Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье», «Молотов», книгой Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина».
4. Используя наблюдения и выводы проведенных сопоставлений, постройте модель романа семейного типа, характерного для русской литературы XIX века. Назовите несовпадения с ней, свойственные роману Салтыкова-Щедрина.
5. Какие аспекты понимания произведения Салтыкова-Щедрина актуализируются в результате разработки обозначенной ниже темы?
Тема вторая: Роман «Господа Головлевы» как «общественный» роман.
1. Салтыков-Щедрин считал, что «общественный» роман начинается и заканчивается «где-то в пространстве».
Охарактеризуйте хронотоп романа «Господа Головлевы», учитывая, что крайние его полюса точка и «беспредельная светящаяся пустота» или бесконечность.
2. Покажите, что один из лейтмотивов романа – лейтмотив «петли». Символический смысл лейтмотива «петли» в романе. Взгляд и слово Иудушки как «закидывание петли».
3. Почему, показывая крах русского дворянства и шире – русского человека определенной формации, Салтыков-Щедрин связывает его с феноменами «истории» и «пустословия».
4. Восстановите ближайший контекст образа Иудушки в рамках русской литературы XIX века. Например, привлекая для сопоставления образы героев – Чичикова, Рудина, Обломова, Федора Павловича Карамазова, Орлова («Рассказ неизвестного человека» А. П. Чехова), писателей – Гоголя, Достоевского, Розанова.
5. Философское содержание феномена «слово» в романе Салтыкова-Щедрина.
Тема третья: Роман «Господа Головлевы» и библейские тексты.
1. Назовите аллюзии, парафразы, цитаты, реминисценции, отсылающие к библейским текстам.
2. Найдите текстовые подтверждения того, что каждый из героев романа соотносим с притчевым образом «блудного сына».
3. Иуда и Христос. Каковы текстовые уровни существования героев в романе?
4. «Искупление», «прощение», «воскрешение» – центральные темы финала «Господ Головлевых». Их место в единстве художественного целого.
5. Художественно-философские функции библейского контекста в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
IV. Программы дисциплин по выбору,
сопутствующих курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
1.
Дисциплина: «Проблема понимания в гуманитарной науке. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 70 ч. семинарские занятия; 30 ч. – курсовые работы.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: способствовать подготовке специалиста, овладевающего современным гуманитарным мышлением.
Задачи дисциплины:
1. Обозначить траекторию проблемы понимания в историко-культурном ландшафте;
2. Дать представление об актуальности проблемы понимания для русской культуры XIX-XX веков;
3. Разработать систему понятий, необходимых для анализа культурных явлений в обозначенном аспекте;
4. Выработать принципы междисциплинарного (философия, литературоведение, история) исследования явлений культуры.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: обусловлены задачами историко-компаративного анализа.
Основное содержание:
1. Компаративные методики. Диалог философии, литературоведения, истории. Проблема понимания как междисциплинарная проблема.
2. О «круге понимания» в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера.
3. Проблема понимания в онтологической герменевтике М. М. Бахтина.
4. Идеи «памяти» и «забвения» в истории культуры. Их связь с проблемами понимания, интерпретации.
5. «Мнемоническая герменевтика культуры» Л. В. Стародубцевой и ее интерпретационный потенциал.
6. Память. История. Забвение. Концепции современных феноменологов.
7. Проблема понимания в художественном, критическом и эпистолярном творчестве писателей XIX-XX веков.
8. Понимание как процесс и целое. «Акты» понимания. «Активно-диалогическое» понимание. Процесс понимания и анализ художественного высказывания.
Основные понятия: герменевтика, история литературы, диалог, понимание, высказывание, творческая индивидуальность, «мнемонический круг сознания».
Рекомендуемая литература:
1. Розанов В. В. О понимании. СПб., 2000.
2. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. Т. 1, 2, 5, 6. М., 1996-2003.
3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
4. Рикер Поль. Память, история, забвение. М., 2004.
5. Стародубцева Л. В. Мнемозина и Лета. Память и забвение в истории культуры. Харьков, 2003.
2.
Дисциплина: «Философия интуиции и пути литературоведческого анализа».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: поиски и обоснование актуальных форм литературоведческого анализа.
Задачи дисциплины:
1. Дать представление об интуиции как форме познания;
2. Сформулировать те законы анализа и интерпретации художественного произведения, которые определяются интуицией и на ней основываются.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала: Интуитивизм как учение складывался в гуманитарной мысли на протяжении веков. В разное время разные мыслители по-разному истолковывали основное понятие учения – понятие «интуиции». Философия прошла в этом отношении длительный и сложный путь: от сократовского «демона» до детальной разработки того, чем является чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. В русской культуре интуитивному знанию посвятили свои сочинения, в частности, В. С. Соловьев, С. Л. Франк, углубленное обоснование интуитивизма дал Н. О. Лосский, опираясь на философские традиции Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Бергсона и др. Интуиция как «непосредственное созерцание предмета познающим субъектом» (Н. О. Лосский) играет первенствующую роль в процессе творчества. Поэтому словесное творчество, искусство слова в узком и широком смысле находится в центре внимания многих систем интуитивизма. Все литературоведческие методы сознательно или непосредственно, всерьез или мнимо, но учитывают как роль интуиции, так и данные философии интуиции.
Основное содержание:
1. Интуиция как форма познания. (Субъект – объект – отношения между ними).
2. Интуиция и словесное творчество.
3. Интуиция в отношении к различным литературоведческим методам. (В частности, к философии искусства М. М. Бахтина и постструктуральным теориям Р. Барта).
4. Интуитивизм в русской критике XIX – начала XX вв. (А. А. Григорьев, И. Ф. Анненский, Ю. И. Айхенвальд).
5. Интуитивизм и писательская критика, авторефлексия в XIX в. (Преимущественно И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский).
6. «Произведение» как предмет «интуитивного» анализа и интерпретации. (На материале творчества Н. С. Лескова).
Основные понятия курса: философия, литературоведение, творчество, интуиция, анализ, интерпретация, художественное произведение, субъект творчества.
Рекомендуемая литература:
1. Бергсон А. Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1914. (Материя и память. – Философская интуиция. – Творческая эволюция. – Введение в метафизику).
2. Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. М., 1987. (Система трансцендентального идеализма. – Об отношении реального к идеальному в природе).
3. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. (Философские начала цельного знания. – Общий смысл искусства. – Первый шаг к положительной эстетике).
4. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. С. 13-334.
5. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
Примечание: Литературно-критические и литературоведческие сочинения предлагаются студентам отдельными списками, в зависимости от тематики и методики самостоятельной работы.
3.
Дисциплина: «Философия и поэтика памяти. (На материале русской литературы XIX-XX вв.)».
Научная специальность: 10.01.01. – русская литература.
Цикл дисциплин (по уч. плану): специальные дисциплины.
Количество часов на дисциплину: 18 ч.
Курс: 3.
Форма обучения: дневная.
Цель дисциплины: сформировать представления о путях анализа текста в аспекте поэтики памяти.
Задачи дисциплины:
1. Знакомство с наиболее известными философскими концепциями памяти;
2. Обозрение накопленных современной наукой опытов анализа произведения в аспекте поэтики памяти;
3. Обоснование продуктивности анализа произведения в избранном направлении.
Принципы отбора содержания и организации материала:
1. Рассматриваются произведения русской литературы XIX-XX веков, не исследованные с точки зрения выбранного направления;
2. Тема спецкурса располагается в русле одной из ведущих тенденций современной филологической науки – выработки синкретических способов познания литературных явлений.
Основное содержание:
1. История изучения феномена памяти: обзор. Области знания (философия, психология, культурология, лингвистика, литературоведение), имена.
2. Философия памяти. Основные концепции, востребованные современным гуманитарным знанием (Сократ – Платон, Блаженный Августин, Джордано Бруно, С. Кьеркегор, А. Бергсон, Н. Бердяев, С. Франк, Ж. Делёз).
3. Язык – память – образ. Металингвистическая концепция языкового существования Б. Гаспарова.
4. М. М. Бахтин о философских основах гуманитарных наук. Диалог и память.
5. Память и авторский стиль. Поэтика памяти как поэтика произведения, автора, культурной эпохи.
6. Поэтика памяти в русской классической литературе. (Творчество Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова). Воспоминания – тип высказывания писателя классической поры.
7. Феномен памяти в прозе начала XX века (творчество А. Белого, И. С. Шмелева, А. М. Ремизова). Эстетико-философская функция памяти.
8. Память и забвение в пострелигиозной культуре.
Основные понятия курса: философия, поэтика, проза, память, забвение, образ, авторский стиль, высказывание, культурная эпоха.
Рекомендуемая литература:
1. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
2. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Соч. М., 1990.
3. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
4. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 тт. М., 1996. Т. 5. С. 7-10.
5. Йейтс Френсис. Искусство памяти. СПб., 1997.
6. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.
7. Гаспаров Б. Язык, память, образ. М., 1996.
8. Томпсон Д.-Е. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб., 2000.
9. Стародубцева Л. В. Лики памяти. Культура эпохи «пост». Харьков, 1999.
10. Обатнина Е. Творчество памяти. Мифологическое пространство художественной прозы Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч. М., 2002. Т. 7. С. 476-502.
V. Темы выпускных, дипломных работ,
магистерских диссертаций, обусловленные
научной проблематикой дисциплины «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
1. Проблема понимания в онтологической герменевтике М. М. Бахтина. (На материале «Рабочих записей 60-х – начала 70-х годов»).
2. Философия и поэтика «высказывания». (На материале трудов М. М. Бахтина).
3. Проблемы восприятия русской классической литературы (творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоев-ского, Н. С. Лескова…) в современной культуре.
4. К проблеме соотношения художественного, критического и мемуарного текстов в литературном процессе XIX века. Ф. В. Ростопчин в изображении Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, Л. А. Ростопчиной («Война и мир», «Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому», «Семейная хроника»).
5. Флора в повествовательном цикле И. С. Тургенева «Записки охотника». (Статистика. Поэтика).
6. Литературная личность писателя-разночинца: Ф. М. Решетников. (На материале творчества, дневников писателя и воспоминаний о нем).
7. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина и фольклорно-литературные интерпретации образа Иуды.
8. Библейская «притча о блудном сыне» в автопсихологической прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. («Господа Головлевы» и «Пошехонская старина»).
9. Тема «пустоты» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и в постмодернистской прозе конца XX – начала XXI веков.
10. Роман Ф. М Достоевского «Идиот» в интерпретации религиозных философов и «религиозных» филологов: к проблеме нарушения традиций.
11. Эстетическая функция ритма в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
12. «Рембрандтовское освещение» в поэтике романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
13. «Мнемонический круг сознания» в повести Ф. М. Достоевского «Кроткая».
14. Кроткие герои Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. П. Чехова. (Архетип и индивидуализация).
15. Страх в поэтике «литературного героя»: от «Господина Прохарчина» Ф. М. Достоевского к рассказам М. А. Зощенко.
16. «Кроткая» Ф. М. Достоевского и «Беглянка» М. Пруста: поэтика и семантика памяти.
17. «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского и «Контрабас» П. Зюскинда. (К проблеме элитарное / массовое в словесной культуре).
18. «Горизонт ожидания» и проблемы понимания произведений Н. С. Лескова.
19. Имплицитный читатель в малой прозе Н. С. Лескова 1860-х годов.
20. К пониманию «святости» в праведническом цикле Н. С. Лескова.
21. Н. С. Лесков о русской литературе XIX века: эпистолярные отклики.
22. Н. С. Лесков в роли героя своих произведений. (К проблеме автор – герой – читатель в русской классике).
23. «Совместители» Н. С. Лескова как «буколическая» повесть.
24. «Византийские» легенды Н. С. Лескова. (Стиль и стилизация).
25. «Антик»: типологическая характеристика литературного героя. (На материале творчества Н. С. Лескова).
26. Художественная функция имени исторического лица в творчестве Н. С. Лескова.
27. Поэтика имени в прозе Н. С. Лескова.
28. Н. С. Лесков о русских суевериях.
29. Русские ментальные представления о творце и творчестве. (На материале произведений Н. С. Лескова).
30. Проза Н. С. Лескова 1890-х годов и роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»: творческие сближения.
31. Русская классика в «Рассказе неизвестного человека» А. П. Чехова. (Темы, сюжеты, мотивы).
32. П. А. Флоренский о художественном и онтологическом потенциале памяти в произведении «Детям моим. Воспоминания прошлых дней…»
33. Память и забвение в тексте А. М. Ремизова «Тургенев – сновидец».
34. Русская классика в восприятии В. В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»).
35. Образ Тургенева в книге Б. К. Зайцева «Жизнь Тургенева»: тургеневские традиции в поэтике книги.
VI. Информационно-библиографические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)».
И. С. Тургенев
(28 окт. [9 нояб.] 1818 – 22 авг. [3 сент.] 1883)
I. Сочинения
1. Полн. собр. соч. и писем: В 28-ми т. Соч.: В 15-ти т. Письма: В 13-ти т. М.; Л., 1960-1968.
2. Полн. собр. соч. и писем: В 30-ти т. Соч.: В 12-ти т. Письма: В 18-ти т. М., 1978-2004 (Т. 1-12; т. 1-15; издание продолжается).
3. Собр. соч. : В 15-ти тт. М., 1998-2002.
4. Переписка И. С. Тургенева: В 2-х т. М., 1986.
II. Библиографические справочники
1. Перцов П. П. (сост.) Библиография книг и статей о Тургеневе // Перцов П. П. (сост.). О Тургеневе. Русская и иностранная критика. М., 1918.
[Литература 1843-1917 гг.]
2. Библиография литературы о И. С. Тургеневе. 1918-1967. Л., 1970.
3. Мостовская Н. Н. Библиография литературы о И. С. Тургеневе. 1968-1974 // Тургенев и его современники. Л., 1977. С. 237-273.
4. Мостовская Н. Н. Библиография литературы об И. С. Тургеневе. 1975-1979 // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982. С. 224-246.
5. Мостовская Н. Н. Библиография литературы об И. С. Тургеневе. 1980-1986 // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 255-286.
III. Биография
1. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
2. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 тт. М., 1983.
3. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Переписка И. С. Тургенева с Полиной Виардо и ее семьей. М., 1988.
4. Лебедев Ю. В. Тургенев. М., 1990 («Жизнь замечательных людей»).
5. Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991. С. 143-276; также: Зайцев Б. Собр. соч.: [В 5 т.] М., 1999. Т. 5.
6. Островский А. Г., сост. Тургенев в записях современников. Воспоминания. Письма. Дневники. М., 1999.
7. Чернов Н. Спасско-Лутовиновская хроника (1813-1883). Спасское-Лутовиново, 1999.
8. Моруа А. Тургенев. Перевод с франц. М., 2001.
9. Чернов Н. Дворянские гнезда вокруг Тургенева. Тула, 2003.
____________________________
10. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. (1818-1858). Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.
11. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. (1867-1870). Сост. Н. Н. Мостовская. СПб., 1997.
12. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. (1871-1875). Сост. Н. Н. Мостовская. СПб., 1998.
13. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. (1876-1883). Сост. Н. Н. Мостовская. СПб., 2003.
IV. И. С. Тургенев в классической критике, отзывах писателей и философов XIX – начала XX вв.
1. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. Т. 8. С. 396-401.
2. Григорьев А. А. И. С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» // Григорьев А. А. Литературная критика. М., 1967.
3. Анненков П. В. Характеристики: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой. – Литературный тип слабого человека. По поводу тургеневской «Аси». – Наше общество в «Дворянском гнезде» Тургенева. – Русская современная история в романе И. С. Тургенева «Дым» // Анненков П. В. Критические очерки. СПб., 2000. С. 100-126; 152-178, 202-232, 326-350.
4. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez – vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася» // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1939. Т. 5. С. 156-174.
5. Добролюбов Н. А. Когда же придет настоящий день? // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1963. Т. 6.
6. Страхов Н. Н. И. С. Тургенев. Отцы и дети. – Дым // Страхов Н. Н. Литературная критика. СПб., 2000. С. 183-235.
7. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.
Из содержания: Антонович М. А. Асмодей нашего времени; Писарев Д. И. Базаров; Писарев Д. И. Реалисты; Страхов Н. Н. И. С. Тургенев. Отцы и дети; Герцен А. И. Еще раз Базаров; Шелгунов Н. В. Люди сороковых и шестидесятых годов; Овсянико-Куликовский Д. Н. Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип и др.
8. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе г. Тургенева «Отцы и дети» // Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О духовных потребностях жизни. М., 1991. С. 148-183.
9. Де Вогюэ М. Современные русские писатели. Толстой – Тургенев – Достоевский. М., 1887. Отд. пагинация, с. 5-72.
10. Овсянико-Куликовский Д. Н. И. С. Тургенев // Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 435-458.
11. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции // Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 122-177 (Гл. VII. «Люди 40-х годов». – «Рудин»; Гл. VIII. «Люди 40-х годов». – «Лаврецкий»).
12. Андреевский С. А. И. С. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия // Андреевский С. А. Литературные очерки. Изд. 3-е. СПб., 1902. С. 262-318.
13. Розанов В. В. Ив. С. Тургенев. (К 20-летию его смерти). – Виардо и Тургенев // Розанов В. В. Собр. соч. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 138-145, 437-443.
14. Мережковский Д. С. Памяти Тургенева. – Тургенев // Мережковский Д. С. Эстетика и критика. М., 1994. Т. 1. С. 130-133, 430-439.
15. Айхенвальд Ю. Тургенев // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1908. Вып. II. С. 137-147.
16. Айхенвальд Ю. Музыка у Тургенева // Айхенвальд Ю. Похвала праздности. М., 1922. С. 140-155.
17. Садовской Б. И. С. Тургенев. Опыт историко-психологического исследования // Садовской Б. Ледоход. Статьи и заметки. Пг., 1916. С. 31-56.
18. Воровский В. В. Базаров и Санин. (Два нигилиста) // Воровский В. В. Русская интеллигенция и русская литература. Харьков, 1923. С. 15-41; также: Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М., 1956. С. 208-241.
19. Зеньковский В. В. Миросозерцание И. С. Тургенева // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 287-300.
20. Шестов Л. Тургенев. Ardis, 1982.
21. Набоков В. Иван Тургенев (1818-1883) // Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 135-172.
22. Русская эмиграция об И. С. Тургеневе. Публ. В. А. Александрова // Литературная учеба. 2000. № 2. С. 183-224; № 5/6. С. 142-179.
Публикуются статьи и исследования Л. Шестова, П. Б. Струве, П. Н. Милюкова, М. Л. Гофмана, В. Н. Ильина, И. И. Тхоржевского.
V. Литературоведение
1. Данилов В. В. Комментарий к роману Тургенева «Рудин». М., 1918.
2. Муратов П. П. Смерть Рудина // Муратов П. П. Герои и героини. М., 1918. С. 103-134.
3. Сакулин П. Н. На грани двух миров. И. С. Тургенев. М., 1918.
4. Эйхенбаум Б. М. [Вступительный очерк] // Тургенев И. С. Записки охотника. Пг., 1918. С. III-VIII.
5. Венок Тургеневу. 1818-1918. Сб. статей. Одесса, 1919.
Из содержания: Гиппиус В. В. О композиции тургеневских романов; Гроссман Л. Последняя поэма Тургенева; Фишер Вл. Таинственное у Тургенева и др.
6. Гершензон М. Мечта и мысль Тургенева. М., 1919.
7. Творчество Тургенева. Сб. статей. М., 1920.
Из содержания: Фишер В. М. Повесть и роман у Тургенева; Розанов И. Н. Певец молчания. (О стихотворениях Тургенева); Петровский М. А. Таинственное у Тургенева; Локс К. Г. Вера и сомнение Тургенева; Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева; Соколов В. М. Мужики в изображении Тургенева и др.
8. Бродский Н. Л. Тургенев в работе над романом «Накануне» // Свиток. № 2. М., 1922. С. 71-98.
9. Бродский Н. Л. Тургенев и русские сектанты. М., 1922.
10. Гревс И. Образы Италии в творчестве И. С. Тургенева // Начала. 1922. № 2.
11. Творческий путь Тургенева. Сб. статей. Пг., 1923.
Из содержания: Энгельгардт Н. А. Мелодика тургеневской прозы; Истомин К. К. Роман «Рудин»; Самарин С. Тема страсти у Тургенева; Алексеев М. П. Тургенев и Марлинский. (К истории создания «Стук… стук… стук…»); Габель М. «Песнь торжествующей любви». (Опыт анализа); Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев; Долинин А. С. Тургенев и Чехов. (Параллельный анализ «Свидания» Тургенева и «Егеря» Чехова) и др.
12. Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н. Л. Бродского. М.; Пг., 1923.
Из содержания: Художники слова о Тургеневе [К. Д. Бальмонт, Б. К. Зайцев, Н. Д. Телешов, Л. Н. Толстой…]; Крестова Л. В. Татьяна Бакунина и Тургенев; Гроссман Л. Смена стилей в театре Тургенева; Благой Д. Д. Тургенев – редактор Тютчева; Бродский Н. Л. Проза «Записок охотника»; Пиксанов Н. К. История «Призраков»; Чешихин-Ветринский В. Е. Заметки о Тургеневе и др.
13. Эйхенбаум Б. М. Иллюзия сказа // Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. Л., 1924. С. 152-156.
14. Бродский Н. Л. Бакунин и Рудин // Каторга и ссылка. 1926. № 5. С. 136-169.
15. Габель М. О. «Три встречи» Тургенева и русская повесть 30-40-х гг. XIX в. // Русский романтизм. Л., 1927. С. 115-150.
16. Гроссман Л. Собр. соч. М., 1928. Т. III. Тургенев.
Содержание: Этюды о Тургеневе. (Портрет Манон Леско. – Ранний жанр Тургенева. – Письма Тургенева. – Последняя поэма Тургенева). – Театр Тургенева.
17. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе (1929-1930) // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 381-505.
Из содержания: Романы Тургенева и роман «Накануне». – «Отцы и дети». – Тургенев-новеллист. – Группа «таинственных повестей». – «Дым». – «Новь». – Тургенев и Флобер.
18. Бродский Н. Л. Генеалогия романа «Рудин» // Памяти П. Н. Сакулина. М., 1931. С. 18-35.
19. Клеман М. К. Стилистическая работа Тургенева // Литературная учеба. 1934. № 7. С. 78-95.
20. Пумпянский Л. В. Тургенев и Запад // И. С. Тургенев. Материалы и исследования. Орел, 1940. С. 90-107.
21. «Записки охотника» И. С. Тургенева. (1852-1952). Сб. статей и материалов. Орел, 1955.
22. Азадовский М. К. «Певцы» И. С. Тургенева // Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре. М.; Л., 1960. С. 395-437.
23. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.
24. История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1962. Т. I.
Из содержания: Фридлендер Г. М., Малахов С. А. «Рудин». – Малахов С. А. «Дворянское гнездо». – Батюто А. И. «Накануне». – Фридлендер Г. М., Батюто А. И. «Отцы и дети».
25. Литературное наследство. М., 1967. Т. 76. И. С. Тургенев. Новые материалы и исследования.
26. Цейтлин А. Роман И. С. Тургенева «Рудин». М., 1968.
27. Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972.
28. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972.
29. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974.
30. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.
31. Мысляков В. А. Базаров «на rendez – vous» // Русская литература. 1975. № 1. С. 79-96.
32. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. М., 1977; см. также: Лебедев Ю. Книга века. О художественном мире «Записок охотника» И. С. Тургенева // Лебедев Ю. В середине века. М., 1988. С. 53-85.
33. Назарова Л. Н. Тургенев и русская литература конца XIX – начала XX в. Л., 1979.
34. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М., 1979.
35. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982; см. также: Лебедев Ю. Трагическое в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Лебедев Ю. В середине века. М., 1988. С. 86-115.
36. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.
37. Записки русской академической группы в США. New-York, 1983. Т. XVI.
Из содержания: Жекулин Г. Славянофил ли Лаврецкий? Террас В. Трагическое в творчестве Тургенева: «Первая любовь»; Ло Гатто Мавер А. Рассказ Тургенева «Живые мощи»; Астман М. Тургенев и символизм; Жекулин Н. Тургенев и Моцарт; Полторацкий П. Б. И. С. Тургенев в харатеристике П. Б. Струве; Первушин Н. О Достоевском и Тургеневе и др.
38. Маркович В. М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы // Русская литература. 1984. № 3. С. 95-115.
39. Маркович В. М. Между эпосом и трагедией: о художественной структуре романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. С. 49-76.
40. Муратов А. Б. Тургенев-новеллист. (1870-80-е гг.). Л., 1985.
41. Билинкис Я. С., Горелик Т. П. «Дворянское гнездо» и 60-е годы XIX века в России // Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 78-89.
42. Манн Ю. Базаров и другие // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. С. 97-133.
43. Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. Л., 1987.
44. Левин Ю. Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л., 1988. С. 118-119, 145-148, 151-194.
45. И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990.
Из содержания: Никитина Н. С. Белинский и Тургенев. У истоков литературных отношений; Мысляков В. А. Белинский и Тургенев. (Об антропонимике романа «Рудин»); Носов С. Н. Тургенев и Аполлон Григорьев; Тиме Г. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «Шварцвальдские деревенские рассказы» Б. Ауэрбаха. (Сравнительная типология жанра); Лобач-Жученко Б. Б. М. А. Маркович – один из прототипов А. С. Одинцовой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»; Данилевский Р. Ю. «Нигилизм». (К истории слова после Тургенева) и др.
46. Гозенпуд А. А. И. С. Тургенев. СПб., 1994.
47. Буданова Н. Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция. (К постановке проблемы) // Русская литература. 1995. № 1. С. 188-194.
48. Пильд Л. Рассказ И. С. Тургенева «Фауст»: (Семантика эпиграфа) // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. Tartu, 1995. Вып. 4. С. 167-177.
49. Тирген П. К проблеме нигилизма в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Кентавр перед сфинксом. М., 1995. Вып. 1. С. 257-268.
50. Фриборн Р. Франкенштейн и Базаров // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 1995. № 1. С. 10-18.
51. Бойко М. Н. Личность художника и дух эпохи. Полемика Достоевского с Тургеневым // Русская художественная культура второй половины XIX в. М., 1996. С. 113-141.
52. Валагин А. П. О поэтике рассказа И. С. Тургенева «Муму» // Филологические записки. Воронеж, 1996. Вып. 6. С. 49-52.
53. Кантор В. Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Вопросы литературы. 1996. Вып. 1. С. 121-158.
54. Концепция и смысл. Сборник статей в честь 60-летия проф. В. М. Марковича. СПб., 1996. С. 241-272.
Из содержания: Бровер С. «Муму» И. С. Тургенева. – Худошина Э. И. О богоборчестве Базарова.
55. Недзвецкий В. А. Любовь – крест – долг. (О повести Тургенева «Ася» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1996. Т. 55. № 2. С. 17-26.
56. Никитина Н. С. Черновая рукопись романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская литература. 1996. № 3. С. 37-54.
57. Памяти Г. А. Бялого: К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С. 24-58.
Из содержания: Егоров Б. Ф. Тургенев и экзистенциальный принцип «неблагодарность как вынужденное проявление свободы». – Маркович В. М. «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов. – Муратов А. Б. Романтическая драма Тургенева.
58. Сахаров В. И. Завершения тургеневских романов // Контекст – 1993. М., 1996. С. 314-322.
59. И. С. Тургенев и современность. Международная научная конференция, посвященная 175-летию со дня рождения И. С. Тургенева. Доклады и сообщения, 2-6 ноября 1993 г. МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997.
Из содержания: Громова Л. Д. Тургенев и Лев Толстой (История дружбы и полемики). – Карташова И. В. Тургенев и немецкие романтики. – Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев и Н. В. Гоголь (роман и эпос). – Проскурина Ю. М. Повести И. С. Тургенева в историко-литературном контексте 50-х годов XIX века. – Рехо К. Тургенев и Восток. – Слинько А. А. Тургеневский Потугин («Дым») и «Философические письма» П. Я. Чаадаева. – Смирнов А. А. Пушкинские романтические традиции в творчестве И. С. Тургенева. – Тюхова Е. В. К проблеме «Тургенев и Достоевский»: об истоках современных концепций. – Удеревский Ю. В. И. С. Тургенев и русские лирики конца XIX – начала XX вв. – Клуге Р.-Д. Идейное содержание раннего поэтического творчества И. С. Тургенева. – Конышев Е. М. Роман «Отцы и дети» и проблемы просветительской идеологии. – Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева: итоги и задачи изучения. – Петрова Л. М. Психологическое мастерство И. С. Тургенева в «Записках охотника». – Пустовойт П. Т. Эстетическое кредо И. С. Тургенева. – Халфина Н. Н. Поэтика культурно-исторического у И. С. Тургенева. – Яворская О. М. О роли символических мотивов в прозе И. С. Тургенева. – Журавлева А. И. «Записки охотника» и динамика литературной репутации И. С. Тургенева. – Ивинский Д. П. П. А. Вяземский о повести И. С. Тургенева «Вешние воды». – Карпеева Т. А. И. С. Тургенев в воспоминаниях П. Д. Боборыкина. – Полякова Л. И. Поэтика эпилога тургеневской повести. – Разводова О. А. Природа конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – Сарбаш Л. Н. Типология повествования в творчестве И. С. Тургенева и др.
60. Фаустов А. А. Авторское поведение в русской литературе. Воронеж, 1997.
На материале творчества И. А. Гончарова и И. С. Тургенева.
61. Жекулин Н. Г. П. В. Анненков и «Отцы и дети» // Русская литература. 1998. № 1. С. 3-15.
62. Пильд Л. К вопросу о рецепции Тургенева в 1900-1910-х гг. // Тыняновский сборник. М., 1998. Вып. 10. С. 143-157.
63. Пильд Л. Мережковский и Тургенев // Русская литература. 1998. № 1. С. 16-34.
64. Рейфман П. «Новый человек» на rendez-vous. (Роман И. С. Тургенева «Накануне») // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1998. № 1. С. 124-145.
65. Топоров В. Н. Странный Тургенев. (Четыре главы). М., 1998.
66. Топоров В. Н. О платоновской реминисценции у Тургенева // Лики языка. М., 1998. С. 363-373.
67. Лекманов О. А. О жизни «ничтожной перед вечностью» и «жизни бесконечной» в романе «Отцы и дети» // Русская речь. 1999. № 1. С. 3-17.
68. Недзвецкий В. А. Типы Гамлета и Дон Кихота в романе «Отцы и дети» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1999. Т. 58. № 1. С. 20-32.
69. Пильд Л. Тургенев в восприятии русских символистов (1890-1900-е годы). Тарту, 1999.
70. Потапова Г. Е. «Гетевское» и «пушкинское» в повести И. С. Тургенева «Фауст» // Русская литература. 1999. № 3. С. 32-41.
71. Тургениана. Сборник статей и материалов. Орел, 1999. Вып. 2-3.
Из содержания: Курляндская Г. Б. Тургенев-художник. – Нойхель Р. И. С. Тургенев – «писатель-философ». – Осмоловский О. Н. Жанровая природа романов Тургенева и Достоевского. – Конышев Е. М. Образ Базарова в свете романтических традиций. (К постановке проблемы). – Скокова Л. И. Почему умер Базаров? – Жидкова С. Л. Тургенев и К. Леонтьев. – Назарова Л. Н. Статьи Б. К. Зайцева о Тургеневе в зарубежной печати [публикуется ст. Б. К. Зайцева «Судьба Тургенева», 1969] и др.
72. Беглов В. А. Рассказы И. С. Тургенева 1870-х гг. из «Записок охотника» в художественной системе цикла // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2000. № 2. С. 18-26.
73. Гроссман Л. П. Ранний жанр Тургенева // Гроссман Л. П. Цех пера. Эссеистика. М., 2000. С. 161-180.
74. Дмитриева Н. Л. Роза у Пушкина и Тургенева // Русская литература. 2000. № 3. С. 101-105.
75. Кривонос В. Ш. Мотив стука в поэтике И. С. Тургенева // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 2000. Т. 59. № 5. С. 32-37.
76. Михайлов А. В. Из истории «нигилизма» // Михайлов А. В. Обратный перевод. М., 2000. С. 537-623.
77. Тюхова Е. В. Тургенев и Чехов. Принципы психологизма // Филологические записки. Воронеж, 2000. Вып. 14. С. 54-64.
78. Аюпов С. М. Эволюция тургеневского романа. 1856-1962 гг. Соотношение метафизического и конкретно-исторического. Казань, 2001.
79. Егоров О. Г., Савоськина Т. А., Халфина Н. Н. Романы И. С. Тургенева: проблемы культуры. М., 2001.
80. Курляндская Т. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула, 2001.
81. Маркович В. М. О «трагическом значении любви» в повестях И. С. Тургенева 1850-х годов. Предварительные замечания // Поэтика русской литературы. М., 2001. С. 275-292.
82. Скокова Л. И. И. Тургенев о Пушкине. Хроника высказываний // Михайловская пушкиниана. М., 2001. Вып. 19. С. 142-160; также: Московский пушкинист. М., 2002. Вып. 10. С. 375-390.
83. Топоров В. Н. К архетипическому у Тургенева: сны, видения, мечтания // Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. С. 369-432.
84. Барсукова О. М. Мотив тумана в прозе Тургенева // Русская речь. 2002. № 3. С. 21-29.
85. Барсукова О. М. Мотив стихии в прозе Тургенева // Русская речь. 2002. № 4. С. 9-16.
86. Барсукова О. М. Образ водного пространства в произведениях И. С. Тургенева // Русская речь. 2002. № 5. С. 3-8.
87. Беляева И. А. Творчество И. С. Тургенева. Учебное пособие. М., 2002.
88. Долженков П. Н. К вопросу о мировоззрении Базарова // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 3. С. 29-41.
89. Егоров Б. Ф. Сходство и отличие Гете и Тургенева. (Характеры и поведение) // Свободный взгляд на литературу. М., 2002. С. 163-167.
90. Мильдон В. Единица – вздор, единица – ноль. Тургенев и Ницше: образы нигилизма // Октябрь. 2002. № 11. С. 160-171.
91. Плимак Е. Тень Термидора в «Отцах и детях» Тургенева // Свободная мысль – XXI. М., 2002. № 4. С. 96-105.
92. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. 4-е изд. М., 2002.
93. Туниманов В. А. О «фантастическом» в произведениях Тургенева и Достоевского // Русская литература. 2002. № 1. С. 22-37.
94. Ляпушкина Е. И. Афоризм в художественной структуре романа И. С. Тургенева «Рудин» // Русская литература. 2003. № 3. С. 114-132.
95. Потапова Г. Е. Состязание певцов. (К истории одного литературного мотива из «Записок охотника» И. С. Тургенева) // Риторическая традиция и русская литература. СПб., 2003. С. 146-164.
96. Скокова Л. И. На границе двух эпох. (Из истории творческой биографии И. С. Тургенева. 1852-1861). Тула, 2003.
97. Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Их истории русско-европейских литературных и общественных отношений. СПб., 2003.
Биографии и творчеству И. С. Тургенева посвящено ежегодное издание Гос. мемориального и природного музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» «Спасский вестник». В течение 1994-2004 гг. вышло в свет 11 выпусков. Библиографическое описание выпущенных ежегодников см. в изд.: Спасский вестник. 2004. Вып. 10. С. 212-217.