Поэтика комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Маймин Е. А. Сценическая композиция и характеры. Опыт прочтения комедии «Горе от ума» // Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М, 1972.

Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Маркович В. М. «Горе от ума» в критике и литературоведении ХIХ–ХХ веков // «Век нынешний и век минувший...». Комедия А. С. Грибоедова в русской критике и литературоведении. СП6., 2002. С. 7–44.

Сатирическая и комедийная традиции, характер их взаимодействия в «Горе от ума». Приметы лирических и лиро-эпических жанров в комедии; стилистическое и характерологическое значение такого синтеза. Структура персонажа (соотношение традиционных амплуа, литературного и культурно-психологического типов). Исторически обусловленное и вневременное в героях Грибоедова.

Поэтика басни И. А. Крылова.

Жуковский В. А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В. А. Эстетика и литературная критика. М., 1985; или: Жуковский-критик. М., 1985.

Фомичев С. А. Последний русский баснописец // ХVIII век. Сборник 20.

Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1968 (или любое другое издание). (Глава VI. «Тонкий яд». Синтез).

Федоров В. О природе поэтической реальности. М., 1984.

Жанровые традиции докрыловской басни. Связь басен Крылова с историческими событиями, эмпирической реальностью, литературной борьбой его времени. Обогащение сюжетного диапазона басни. Способы создания художественных характеров. Закон «противочувствия» (Л. С. Выготский) в баснях Крылова.

Жанр дружеского послания в поэзии первой трети ХIХ века (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и др.).

Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

Тынянов Ю. Н. Пушкин // Тынянов Ю. Н. История литературы. Критика. СП6., 2001. С. 133–188.

Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994. (Глава I: «Поэзия духовного единения. Дружеское послание»); или: Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 18-42.

Причины актуализации жанра дружеского послания в поэзии первой трети ХIХ века. Модель мира, особое отношение к бытию, утверждаемые в послании. Принцип эстетической игры, «домашняя семантика» (Ю. Тынянов). Наиболее устойчивые темы и мотивы. Характер отражения эмпирической реальности в поэтическом тексте. (Античные детали и бытовые реалии в «Моих пенатах» Батюшкова, условность и конкретика в посланиях Пушкина друзьям-лицеистам, обращение к эмпирической жизни в поздних пушкинских посланиях). Стилистические особенности жанра. Эволюция послания (сопоставительный анализ нескольких произведений).