Драматургия первой половины XIX века

1. «Героями драматических произведений весьма часто оказываются люди, склонные к игре и проявляющие себя по преимуществу в ней. При этом драма тяготеет к художественному воспроизведению ролевого поведения человека его “самоизменения”. <…> Претворение в предмет изображения игрового поведения, сопряженного с притворством и обманом, веселым или зловещим маскарадом составляет одну из существенных черт театрально-драматического искусства едва ли не всех стран и эпох, (Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 16-17).

Подтвердите или опровергните это положение на материале русской драматургии первой половины XIX века.

Покажите, в каких устойчивых мотивах реализуется эта особенность драмы.

В какой мере сопряженность драматического рода литературы с игровым поведением позволяет решить вопрос о жанровой природе этого рода литературы?

2. В чем заключается принципиальное отличие драматургического конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» от комедии XVIII века?

Какие структурные изменения повлекло за собой изменение конфликта?

3. Докажите, опираясь на текст комедии, что в «Горе от ума» осуществлен синтез разных родовых начал и жанровых традиций.

Чем обусловлены структурная многосложность и смысловая глубина комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

4. Каковы отличия трактовки конфликта «героя истории» и массы в лирических произведениях А. С. Пушкина (например, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» 1823 г.) и в трагедии «Борис Годунов»?

Какие структурные особенности стали следствием новизны коллизии?

5. Как известно современная Пушкину критика упрекала трагедию «Борис Годунов» в отсутствии цельности, нарушении единства действия, так П. А. Катенин полагал, что это «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах».

Сопоставьте подходы к проблеме композиционной целостности пушкинской трагедии, принадлежащие литературоведам XX века, обоснуйте собственную позицию.

6. Какие черты позволяют говорить о художественном единстве «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина?

Охарактеризуйте художественно-композиционную функцию финалов.

7. Сравните трактовку символических мотивов «маскарада» и «игры» в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», содержащуюся в работах Ю. В. Манна и В. И. Коровина?

8. Проанализируйте развязку нескольких редакций драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Что изменилось с введением фигуры Неизвестного?

9. О «Ревизоре» Н. В. Гоголя В. М. Маркович пишет: «В развязке почти повторена исходная ситуация – ведь комедия и начинается и заканчивается сообщением о приезде ревизора. <…> Получается, что с элементарно-фабульной точки зрения исходная ситуация не изменилась и, следовательно, между завязкой и развязкой, в известном смысле, ничего не произошло. В этой странности дают о себе знать особенности новой драматургической структуры».

Дайте характеристику этой новой драматургической структуре и «миражной интриге» в ней?

10. Охарактеризуйте особую природу и масштаб художественного обобщения в гоголевской комедии «Ревизор», обратившись к понятию «сборного города», использованному Гоголем в пьесе «Театральный разъезд…», носящей характер автокомментария.

11. Кто из героев драматических произведений первой половины XIX века наиболее близок эпическим героям, а кто – лирическим? Чем можно объяснить эти особенности?

Рекомендуемая литература:

1. Костелянец Б. Драма и действие: Лекции по теории драмы. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1994.

2. Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986.

3. Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 59-91.

4. «Век нынешний и век минувший…» Комедия А. С. Грибоедова в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

5. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М, 1955. С. 116-142.

6. Карпов А. А. «Борис Годунов» А. С. Пушкина // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 91-108.

7. Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-59.

8. Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии Пушкина. М., 1974.

9. Манн Ю. В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. № 1. 1977.

10. Коровин В. И. Герой и миф (по драме Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 122-135.

11. Маркович В. М. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 135-164.

12. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978. Глава 5.