Функции юмора в педагогической деятельности

Современная школа нуждается в педагоге высокой культуры,

реализующем принципы гуманных отношений в профессиональной

деятельности, развивающем индивидуальные потенциалы участников

педагогической системы. Структура идеальной модели личности учителя

(профессиограмма педагогическая, составленная Спириным Л.Ф.)

включает в себя четыре взаимосвязанных блока:

1) особенности личности учителя;

2) профессионально-педагогические знания, которыми должен обладать

каждый педагог;

3) общепедагогические умения;

4) общепедагогические навыки.

При этом автор отмечает наличие среди характерологических

особенностей личности учителя, помимо эмпатии (способности

сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт

характера, оптимизма, веселости с юмором. Рассматривая юмор как

эмоциональную черту характера, необходимо выделить две его

разновидности: остроумие, являющееся природным даром, и чувство

юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств. Чувство юмора

Чувство юмора

неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в

окружающей действительности, например замечать, а иногда и утрировать

противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо

человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей

поведение. Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие

по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается

своеобразной эмоциональной критике.

Однако юмор может выступать не только как черта характера, но и

рассматриваться как педагогическое средство. В этом случае под юмором 2 Педагогика и психология

мы понимаем такое педагогическое средство, в основе которого лежит

осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий

(между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т. д.),

связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое

напряжение, способствующее созданию доброжелательных

взаимоотношений.

Характеризуя юмор как педагогическое средство, необходимо

прежде всего определить его функции в педагогической деятельности, то

есть задачи, которые в процессе использования юмора решает педагог.

Можно выделить 4 основных функции юмора в педагогической

деятельности:

Информативная функция

Учитель, использующий юмор, не только передает некую

информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность.

Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном

острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует

культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.

Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное

отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать

индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую

значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает

информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать Эмоциональная функция

Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой

ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к

изменившимся условиям. Практика показывает, что чем выше у

участников педагогического процесса способность понимать и создавать

юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее

выражено у них симптомы депрессии – сниженное настроение, низкая

самооценка, безнадежное восприятие своего будущего. 4 Педагогика и психология

Юмор может выступать как средство снятия психологического

напряжения, психологической разрядки, создания творческого

самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности

педагогической деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно

управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных

действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в

книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность

человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все

другие. Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить

или посмеяться.

Таким образом, юмор может выступать как средство собственной

эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки окружающих.

Мотивационная функция

Прежде всего юмор выступает как стимул самовоспитания, так как

раздраженный педагог перестает следить за собственным поведением и

речью, допускает несправедливость в отношении к подопечным, делает

ошибки в произношении слов, фамилий, и как следствие – может стать

объектом насмешек учащихся. Осознав это, будущие учителя будут

стремиться регулировать свое настроение, развивать в себе чувство юмора.

Юмор также стимулирует поиск новых средств оценки.

Безусловно, шутка иногда может быть педагогически

целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор.

Кроме того, юмор – это средство выражения индивидуальности как

учителя, так и учащихся. Остроумному педагогу всегда легче найти

нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю

«тянутся» дети. Педагогика и психология 5

Таким образом, стремление использовать юмор в

профессиональной деятельности может быть обусловлено различными

причинами, но в любом случае данное педагогическое средство должно

способствовать позитивному решению педагогических задач.

Регулирующая функция

Юмор регулирует отношения между педагогами, между педагогами

и учениками, между учениками. Он приобретает большое значение уже на

этапе формирования этих отношений. Иногда, чтобы вступить в общение,

педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной

истории. Заставить человека рассмеяться – значит войти с ним в

эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере

доверие.

Выступая как средство сплочения, юмор способствует

благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего

конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений

между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие

позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Поскольку вышеперечисленные функции юмора в педагогической

деятельности в той или иной степени связаны с общением, то наличие у

педагога определенных коммуникативных умений становится основой для

успешного использования данного педагогического средства. В своей

диссертационной работе «Структура коммуникативных умений учителя и

психологические условия их формирования у студентов педагогического

ВУЗа» Лукьяненко Т.И. выделяет четыре группы умений:

1) умения, связанные с техникой общения и контакта, представляющие

собой действия, основанные на владении вербальными и

невербальными средствами общения;

2) умения комплексного использования особенностей собственной

личности (например, умение эмоциональной идентификации учителя со 6 Педагогика и психология

школьной аудиторией (по Л.С. Выготскому), умение сопереживать,

сочувствовать учащимся; умение "самопрезентации" (по

А.А.Леонтьеву);

3) умения, характеризующие более сложную сторону общения - сферу

межличностных отношений, которые обусловлены степенью

выраженности субъект-объектной природы общения;

4) умения, характеризующие способ организации, передачи и усвоения

учебной информации, ее соотнесение с проблемностью, наличие и

полноту двусторонней обратной связи.

Нам представляется возможным соотнести с функциями юмора

данные коммуникативные умения, несколько изменив содержание

последних в связи со спецификой решения проблемы комического. Требования к внешнему виду педагога
Культура одежды является визитной карточкой учителя..
Стиль одежды .Классический, несколько консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды Внешний вид педагога должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный . Он должен внушать уважение , вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
Силуэт одежды. Большинство людей воспринимают респектабельный костюм как свидетельство солидного статуса его владельца.Силуэт респектабельного костюма — это такой, который приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (как для женщин, так и для мужчин). К респектабельному стилю не относятся джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании людей такие элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют о низком социальном статусе его владельца.

Форма одежды. Идеальная форма одежды для учителя та, что способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он подчеркивает профессиональные, личные качества педагога и и официальность его отношений с учениками. К деловому костюму относится пиджак с юбкой или брюками и блузку. Это может быть также красивое, элегантное, но деловое платье.
Цвет одежды.Учитель может корректировать свой имидж, улучшить его,меняя свои цвета в одежде .Общепринято, что черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает внимание учеников только к внешнему виду учителя. Лучше выбрать пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении материала. Правильный выбор цветовой гаммы одежды педагога может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.
Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.
Украшения. Украшений в наряде педагога должно быть минимальное количество. Они должны быть неяркими, неброскими. Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
В противном случае, в течение урока ученики будут изучать шикарное новое колье педагога вместо того, чтобы учиться.
Прическа, макияж. Они должны производить впечатление ухоженной женщины. Лучше выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр нужно подобрать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть достаточно строгой, а цвет волос — естественным.
Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Деловые качества и профессиональные манеры
Для имиджа педагога важны деловые качества – профессиональная компетентность, пунктуальность, деловитость.
Уважение к чужому труду,к чужому времени .Потребность в самообразовании: постоянный интерес к научно-методическим инновациям.
Профессиональные манеры, соблюдение делового этикета в общении с учащимися, коллегами, родителями школьников .А также — соблюдения субординации.
Правильная лексика, отсутствие жаргонных слов.
Негативно влияет на имидж педагога курение, тем более употребление алкогольных напитков.
Голос
Голос – это главное орудие труда педагога на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях
. Над своим звуковым имиджем нужно постоянно работать
Голосом можно увлечь, овладеть вниманием аудитории при условии использования правильной дикции, тона, громкости, выразительности. Если использовать в голосе повышенные,невротические тона, это отталкивает и раздражает аудитории.

Педагогический такт на уроке.

 

Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их - бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей юных собеседников. Некоторые учителя считают нормальным такие замечания: Чего ты ерзаешь, вроде под тобой гвозди? и т.п. Разгневанный учитель вспоминает в классе, где и с кем на улице видел ученика или ученицу, как они были одеты. С этого нередко начинается конфликт.

 

Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. И конечно же, недопустимы реплики типа: Это ни к чему!, Садись. Как всегда, ничего не знаешь! Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя.

 

Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающих ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учителя слушают ответ с превосходством и комментируют его с иронией и сарказмом.

 

Важен также момент выставления оценки. Иногда педагог так комментирует, что ученикам кажется, будто он недоволен и хорошей оценкой: Ты меня удивил, я вынужден поставить тебе 4. А ведь должен был искренне радоваться удачному ответу слабого ученика, переживать за него. И это тоже слагаемые искусства общения.

 

Условия овладения педагогическим тактом

 

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он - результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных зна Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухом-линский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «... учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям.»

Педагогический такт и мастерство обучения складываются из целого ряда компонентов. Что включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т. е. это, прежде всего, педагогические знания, профессиональные способности, педагогическая этика и педагогическая техника.

Педагогический такт – это такое нравственное поведение учителя, которое включает в себя высокую гуманность, чуткость к человеку, самообладание, выдержку, умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях. Учитель, обладающий педагогическим тактом, умело регулирует свои отношения с учащимися, родителями, коллегами по труду. В педагогическом такте проявляется, прежде всего, глубокое уважение к человеку. Учитель имеет дело с формирующейся личностью школьника, и все его отношения с детьми должны строиться на принципе: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.

С педагогическим тактом связан целый ряд профессиональных умений. Это умения оценивать педагогическую ситуацию, учитывать особенности школьника, предвидеть возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие. Педагогический такт является признаком высокого педагогического мастерства. Учитель должен научиться постоянно контролировать свои поступки, уметь взглядом, жестом показать свое отношение к поступкам учащихся. То есть педагогический такт предполагает и наличие у самого учителя чисто внешних навыков выражения своих чувств. Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой.

Педагогическое мастерство – это владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими учителю решать педагогические ситуации в соответствии с теми задачами, которые стоят перед учителем и школой в целом.

Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми, правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники.Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Похожая статья:Педагогический такт и личностные качества учителя и в процессе самовоспитания

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

Похожая статья:Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком обучающегося, а тем более срывать зло и оскорблять его.

Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:

Похожая статья:Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии

- естественность и простота обращения без фамильярности;

- доверие без попустительства;

- серьезность тона без натянутости;

- ирония и юмор без насмешливости;

- требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

- доброжелательность без заласкивания;

- деловой тон без раздражительности;

- своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

- принципиальность и настойчивость без упрямства;

- внимательность и чуткость к обучающимся без подчеркивания этого;

- отдача распоряжений без упрашивания;

- обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

- выслушивание без выражения безразличия.

Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного обучающегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на обучающегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить воспитанника в неловкое положение.

Стиль общения педагога как выражение педагогического такта.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;

- совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на обучающихся.

Стиль общения педагога с обучающимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит: — от психического склада человека,

- его ценностных ориентаций,

- уровня образования и общей культуры,

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),

- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

- взгляд на обучающегося как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

- стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

- все функции в управлении коллективом обучающихся сосредотачивает в своих руках,

- отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,

- предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт обучающихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

- такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в коллективе обучающихся, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;

- высокая культура педагогического общения (в обучающихся ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

- интерес к познанию обучающегося (изучение его склонностей, способностей);

- умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;

- отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: обучающиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, обучающиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с обучающимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт, который базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

При анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся мною было выявлено, что совершаемые 35% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.

37% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. 40% младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное. Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, я пришла к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.