Глобальный эволюционизм как фундаментальный принцип современной науки.

 

Современная версия принципа глобального (универсального) эволюционизма появи-лась только в кон XX века в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами. Эволюция стала расскак универсальный процесс самоорганизации неравновесных систем, включающий одновременнофизико-химические, биол, соц, антропологические, экол, социально-культурные изменения.Н.Н.Моисеев хар-л унив эволюционизм как исследовательскую программу для изучения самоорганизации Вселенной и считал, что «весь унив эволюционизм... осуществляется за счет сил взаимодействия элементов системы Универсума». Универсальность принципа глобальной эволюции подтверждается тем фактом, что ситуации самоорганизации (эволюции) систем в неравновесных условиях были зафиксированы практически во всех н: в н о земле при изучении дрейфа материков, циркуляции атмосферы, формировании облаков и т.д.; в биологических н при изучении формирования генокода, динамики популяций и экосистем и т.д.; в физиологии при изучении функционирования организма в целом и т.д.; в медицине при исследовании иммунных систем и т.д. Совр медицина считает вполне научно корректным вопрос, сформулированный в синергетической парадигме: сколько хаоса может вынести чел организм, чтобы не заболеть? Синергетические принципы находят адекватное применение также в физике плазмы, психофизиологии, психотерапии, при изучении комп систем, при разработке стратегий соц управления и принятия решений и т.д.

1. Кинематические парадоксы - «замедление» времени в движущейся системе отсчета и «сжатие» масштаба вдоль оси, параллельной вектору скорости относительного движения этих систем, в движущейся системе отсчета. По своей сути и структуре оба парадокса подобны, рассмотрим один из нихПарадокс часов.

Пусть два наблюдателя находятся в одной инерциальной системе отсчета и устанавливают свои часы с абсолютной точностью, т.е. так, чтобы показания часов в любой момент времени всегда совпадали. Затем один из наблюдателей или же оба одновременно переходят в разные инерциальные системы отсчета и сравнивают показания часов. Первый наблюдатель, покоящийся в своей системе отсчета, заметит, что часы движущегося наблюдателя идут медленнее в (1 – v2/c2)1/2 раз. Второй наблюдатель в своей системе отсчета обнаружит обратную картину. Показания его часов опережают показания первого наблюдателя ровно во столько же раз. Кто прав? У кого из наблюдателей часы идут медленнее. Суть разрешения парадокса не в том, сможем мы или нет «синхронизировать» часы наблюдателей, покоящихся в разных инерциальных системах отсчета. Суть в более простом, но более принципиальном вопросе: «замедление» времени реально, т.е. действительно имеет место, или же время в двух этих системах течет одинаково. Этот эффект интерпретируют еще как парадокс близнецов, когда один из близнецов совершающий движение старится медленнее , чем тот который находится в покое.

2. динамические парадоксы.Рассмотрим парадокс рычага. Представим себе Г-образный рычаг. Этот рычаг уравновешен некими силами. Если мы теперь будем двигаться относительно этого рычага, то увидим (в полном соответствии со СТО), что длины плеч рычага и величины векторов сил изменились. Они изменились так, что возник вращающий момент, стремящийся повернуть этот рычаг. Повернется ли рычаг? Антропный принцип– одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной, а конкретно человека. Существуют три исторические парадигмы , дающие ответ на этот вопрос. Вселенная антропоморфна , она целостный организм , а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель , Птолемей)Вселенная - механизм , созданный Богом , который сотворил человека по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон)Стандартная космологическая модель , в рамках которой возникновение разумной жизни - проявление законов случая. Анализ этих проблем привел к осознанию того, что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной, что возникновение человека в ней стало бы невозможно. Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Пригожину, Янгу, Моисееву принадлежит идея универсального эволюционизма. Структура современной общепризнанной картины мира носит мозаичный характер: она состоит из автономных блоков – физика, биология и др., которые хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой, универсальной эволюционной парадигмы. Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики, как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном онтологическом пространстве.

55. Компьютеризация как основа и закономерность развития со­временной науки.

 

Научно-техническая революция приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя, компьютеризированном, информационно-техническом мире. В этом мире царит научно-техническая рациональность, то есть убежденность в том, что абсолютно все может быть познано и объяснено с научных позиций, что возможности науки и техники ничем не ограничены, что с их помощью могут быть решены все человеческие проблемы. Такая ситуация ведет к неоднозначным последствиям.

С одной стороны, в этом новом мире изменяется характер человеческого труда – он становится более квалифицированным, более творческим; улучшаются условия жизни; выше становится степень социальной защищенности человека, шире – возможности здравоохранения и образования; увеличивается доступность высших достижений духовной культуры. С другой стороны, однако, возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человеческого в человеке: ведь никакие научно-технические решения не помогут ему решить проблемы смысла и предназначения его существования в мире, не примирят с неизбежностью смерти, не приведут к утверждению высоких нравственных принципов, гуманности в отношениях между людьми.

Таким образом, в современной философии общество предстает как самоуправляющаяся система, включающая в себя экономическую, социальную, политическую, духовную подсистемы, которые взаимодействуют между собой. При этом законы функционирования и развития общества рассматриваются как законы человеческой деятельности – тенденции, предполагающие наличие социальных альтернатив.

56. Идеи социокультурной обусловленности развития научного знания. Антропный принцип.

 

Сегодня синергетика представляет собой общую направленность научной рациональности, основанную на нелинейном мышлении, которое свойственно только открытым системам, способ­ным осуществить в любой своей точке непрерывный обмен ве­ществом, энергией и информацией с окружающей средой и по­этому имеющих возможность выбирать альтернативу своего развития для выявления общих закономерностей самоорганиза­ции и становления её устойчивых структур. Она превращается в новое миро-видение, изучающее универсальные процессы во Вселенной.

Синергетика даёт основание уяснить, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наука может только способствовать тенденциям их развития, выводя общественные системы на эти пути. Иными словами, управляе­мое развитие должно принять формы самоуправляемого разви­тия. Возможности практического применения достижений синергетики огромны и еще не до конца исследованы. Беря за основу антропный принцип и достижения синергетики, научным сообществом ставится задача перехода от информационной к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а также имела место коэволюция человека и окружающей среды.