Классическая наука.
· имеет парадигмой механику Ньютона
· картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
· социальной нейтральности науки,
· независимость субъекта познания от объекта.
· идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы.
· предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.
· строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона.
· утверждает стабильность и универсальность порядка природы.
· пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей.
Неклассическая наука:
· парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнитель-сти.
· концепция пространства и времени, основанная на теории относительности Эншт.
· знание носит объективно-субъективный характер.
· возрастание роли математических методов
· изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом.
· принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность".
· концепция полифакторного эксперимента. Возрастание роли приборов.
Постенклассическая наука:
· утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма
· в качестве парадигмальной теории выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.
· объектами анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов.
· ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.
· в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.
· происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сближения является человек. Попытка соединения объективного мира и мира человека.