Классическая наука.

· имеет парадигмой механику Ньютона

· картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

· социальной нейтральности науки,

· независимость субъекта познания от объекта.

· идеалом науки было построение абсолютно истинной карти­ны природы.

· предметом науки являются законы, общие по­ложения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.

· строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона.

· утверждает стабильность и универсальность порядка природы.

· пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей.

Неклассическая наука:

· парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнитель-сти.

· концепция пространства и времени, основанная на теории относительности Эншт.

· знание носит объективно-субъективный характер.

· возрастание роли математических методов

· изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом.

· принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность".

· концепция полифакторного эксперимента. Возрастание роли приборов.

Постенклассическая наука:

· утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма

· в качестве парадигмальной теории выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.

· объектами анализа стано­вятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и исто­рическим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и ком­позиции их элементов.

· ориентация со­временной науки на изучение сложных исторически развиваю­щихся систем существенно перестраивает нормы исследователь­ской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.

· в науку входят та­кие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифур­кация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравно­весные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.

· происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сближения является человек. Попытка соединения объективно­го мира и мира человека.