Географические идеи Риттера

Риттер неоднократно подчеркивал, что он преподаватель «новой научной географии», которую он противопоставлял «безжизненной сумме фактов о странах и городах, смешанных со всеми видами научной несостоятельности». Его научная география основывалась на концепции единства в разнообразии, которую он создал для себя еще в юные годы. Вновь и вновь он употребляет немецкое слово Zusammen-hang (связь, связность), придавая ему смысл качественной характеристики свойства сцепления различных объектов друг с другом.

Применительно к новой научной географии Риттер употребил слово Erdkunde, то есть наука о Земле, или землеведение. Он же широко пользовался гумбольдтовским термином Erdbeschreibung (описание Земли). Риттер никогда не допускал и тени сомнения в том, что он изучает Землю в качестве дома (Wohnort) человека и, следовательно, что он имеет дело именно с поверхностью Земли. Риттер настаивал на том, что география должна быть эмпирической наукой и что ученым в поисках общих законов следует пройти через эмпирику наблюдений.

 

В качестве более крупных региональных единиц Риттер традиционно выбрал континенты и приступил к выработке обобщений применительно к материкам и их населению.

Что же касается риттеровского определения рас по цвету кожи и соответствующего различения континентов, то это породило, к несчастью, лишь путаницу (Европа - для белых, Африка - для черных, Азия - для желтых и Америка - для краснокожих людей).

Всевышний, всеведущий творец выступал у него в качестве автора заранее разработанного плана создания Земли как дома человека. И через все сочинения и лекции Риттера проходят слова благодарности богу-творцу. Даже в расположении континентов Риттеру виделась богополагаемая цель.