Рене Декарт или Картезий.

Большое внимание методологии науки уделил великий философ и математик нового времени Рене Декарт (1596-1650), латинизированное имя Картезий. Впрочем, значение его для истории науки значительно шире. Его называют создателем первой научной программы нового времени.

Методология.

Требование простоты и ясности – основной принцип его методологии. Простота математических принципов играет первостепенную роль. В установлении исходных принципов и их проверке важную роль играет опыт.

 

Свой метод Декарт формулирует в виде 4-х правил:

1. «Никогда не принимать за истинное ничего, что не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегая опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению». Итак, начинать надо с простого и очевидного.

2. «Делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления». Принцип анализа, разъятия явления на составные части, упрощения-редукционизма.

3. Поддерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже «там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи». Другими словами, из простого и очевидного путем дедукции получать более сложное.

4. Составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений. Действовать так, чтобы не было упущено ни единого звена, то есть сохранение непрерывной цепи заключений.

Декарт в 1664 г. формулирует представление о геолого-географической сфере или оболочке.В отличие от многих предшественников, современников и особенно мыслителей следующего 18 в. ему был чужд антропоцентрический телеологизм:

«… никоим образом невероятно, чтобы все было создано ради нас».

 

Аналитическая геометрия.

Принципы Декарта приводят его к аналитической геометрии и геометризации физики. Декарт создает аналитическую геометрию (алгебраическое описание геометрических задач).

Вклад Декарта в развитие математики трудно переоценить. Достаточно отметить его критику и известную противоположность греческой математике (и ее наиболее разработанной части – геометрии). А также принцип движения, внесенный им в математику.

Органическое соединение физики как науки о движении с математикой, соединение, положившее начало эксперментально-математическому естествознанию нового времени, требовало, во-первых, пересмотра оснований античной математики, внесение в нее начала движения, а во-вторых, пересмотра старой физики, освобождения ее от предпосылки, что сфера реального, природного бытия принципиально отличается от сферы бытия идеального, каким занимается математика.

В математику вводится принцип движения, а из природы, напротив, изгоняется начало жизни и души, без которых не мыслили природу ни платоники, ни перипатетики. Оба этих процесса – пересмотр античной математики, с одной стороны, и античной физики – с другой, составляет содержание новой науки – «универсальной математики» Декарта.

Математика в руках Декарта становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно «считать» любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего интеллекта.

При рассмотрении физического мира в своем стремлении свести реальные вещи к наиболее простым и общим понятиям, он приходит к выводу об отождествлении материальности и протяженности. Протяженность – общее свойство всех вещей, его Декарт и объявляет единственным признаком материальности.

Мир Декарта – это однородное пространство, или, что то же самое, протяженная материя: «Тело, совершенно плотное и одинаково заполняющее всю длину, ширину и глубину того огромного пространства, посреди которого мы остановим наше мышление».

 

Метафизика Декарта, начиная с критики всех оснований, на которых может покоиться система мировоззрения, сомневается в существовании всего сущего, пока, наконец, не находит, как ему кажется, абсолютный тезис: «Мыслю, следовательно, существую».

Галилео Галилей (1564-1642).

Родился Галилео Галилей 15 февраля 1564 г (год смерти Микеланджело, год рождения В. Шекспира) в Пизе.

Галилей происходил из знатной бедной дворянской семьи. В 1581 г. он окончил монастырскую школу и определился на медицинский факультет Пизанского университета. Но медицина его не увлекала. Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное тзучение сочинений Евклида и Архимеда. Отец Галилео перевел его на философский факультет, где более углубленно изучались математика и философия.

В 1589 г. он получает место профессора в Пизанском университете. Читает лекции по философии и математике и стоит перед дилеммой: с одной стороны устоявшиеся воззрения Аристотеля, с другой свои собственные размышления. В 1590 г. пишет трактат «О движении», в котором резко выступает против Аристотеля и его последователей, что вызвало резкое неодобрение со стороны схоластической науки.

Он переезжает в Падуанский университет и занимает кафедру математики. Это самый плодотворные период его жизни. Здесь он подходит к изучению основ законов динамики, изобретает термоскоп (прообраз термометра), совершенствует подзорную трубу, становится активным сторонником системы Коперника. Первый термометризобрел Галилей.

Оказалось, что Луна покрыта горами, Млечный путь состоит из звезд, Юпитер окружен 4 спутниками, что на Солнце есть пятна, наблюдал Сатурн и т.д. С помощью телескопа (изобретен в 1608 г.) Галилей установил, что «луна представляет как бы вторую Землю». Все же Земля своим отраженным светом превосходит Луну, а не является местом, где скопляется грязь и подонки всего мира».

Галилеевская картина мира в целом механистична и динамична. Уже это говорит о Галилее как о крупнейшем астрономе. Он произвел революционный переворот, положив начало инструментальной астрономии. «Аристотелевский мир» рухнул. Он публикует все увиденное. В 1632 г. он публикует свою необычную книгу «Диалог».

В 1610 г. опубликовал мнение в поддержку коперниковского гелиоцентризма. Но идеи Бруно о бесконечности миров были ему чужды.

В 1611 г. Галилей ездит в Рим, его принимает папа, знакомится с князем Чези и по его настоянию публикует «Рассуждение о телах, пребывающих в воде…». Во Флоренции он становится придворным философом, «первым математиком» университета. Слава о его работах прокатилась по всей Италии, вызывая восхищение одних и ненависть других. За ним учреждается секретная слежка.

В 1613 г. был поднят вопрос о несовместимости открытий Галилея со Священным Писанием. Галилей дал ответ на все обвинения, предприняв попытку четко разграничить cферы науки и церкви. В 1616 г. он едет в Рим, чтобы отстоять свое учение. В марте 1616 г появился декрет, в котором объявила учение Коперника еретическим, а его книги запрещенными.

В течение многих лет Галилей не выступает с открытой пропагандой учения Коперника. Пишет трактат «Пробирные весы» (1623) – одно из лучших его произведений.

В этом же году на папский престол под именем Урбана VIII вступил друг Галилея кардинал Барьерини. Галилей свободен, переезжает в Рим с готовой рукописью «Диалога и приливах и отливах». Папа согласился на издание книги, в которой учение Коперника излагалось бы как одна из возможных гипотез. Книга появилась во Флоренции на итальянском языке, но через несколько месяцев она была запрещена.

По требованию инквизиции Галилей должен был прибыть в Рим. Был возбужден процесс. На 4 допросах (12 апреля-21 июня 1633 г) Галилей отрекся от учения Коперник и 22 июня принес на коленях публичное покаяние в церкви.

9 лет он считался узником инквизиции. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. Но его труды печатаются в Голландии.

В 1637 г. Галилей ослеп. Умер 8 января 1642 г. В 1737 г. была исполнена последняя воля Галилея – его прах был перенесен во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребен рядом с Микеланжело.

Влияние Галилея на развитие астрономии, механики, оптики в 17 в. неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. Историю динамики открывает Галилей.