Платон и естествознание.


Платон не может смириться с субъективностью знания. Он типичный консерватор. Сам он происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать его – из рода знаменитого законодателя Солона, одного из семи мудрецов. Это наложило отпечаток на его симпатии и политические утопии.

Платон, используя логику элеатов (оружие софистов) он развивает ее почти до совершенства в диалектику, совершенно сознательно формируя важнейшие логические понятия и окончательно сформировывая сам гипотетико-дедуктивный метод .


Математика играет исключительную роль в системе Платона, уступая лишь диалектике. “Не геометр не войдет” – написано над воротами Академии, Те, кто не были сведущи в музыке, геометрии и астрономии вообще не принимались в платоновскую Академию. Ксенократ, второй после Платона глава Академии (сколарх), сказал человеку, не знакомому ни с одной из этих наук: «Иди, у тебя нечем ухватиться за философию». Неудивительно, поэтому, что среди учеников Платона были крупные математики, такие как Архит, Теэтет, Евдокс.

 

«Молекулярное» учение Платона.


Свое представление о природе Платон выразил в диалоге «Тимей».

Платон считал, что чувственный мир (природа) не может быть предметом научного знанияне только высшего (диалектика), но и промежуточного, математического уровня. Физика, по Платону, не может и не должна претендовать на статус науки – таковой является лишь математика.

В области же природы, где наши знания основываются, главным образом, на наблюдениях, мы можем иметь суждение лишь “о наиболее правдоподобном”. Причем и при рассмотрении природы “наиболее важными ему кажутся прежде всего математические законы природы, находящиеся за явлениями, а не сам многогранный мир явлений. Никакая другая задача науки о природе не кажется ему столь существенной, как задача открытия неизменных законов в постоянно меняющихся явлениях” .

По мнению некоторых современных исследователей модель физического мира Платона – является наиболее детально разработанным атомно-молекулярным учением античности. Впрочем, многие историки физики с этим не согласны.

 

Плодотворность школы Платона объясняется ее не догматичностью в физике. В целом, главной заслугой Платона для физики является то, что своей “молекулярной теорией” он впервые в истории строит вариант математической физики, не реализованный никем потом вплоть до нового времени. В физике он остается верным своей математической программе, считая, что в мире природы достоверное знание мы можем получить ровно в той мере, в какой раскроем математические структуры этого природного мира.

Аристотель и его научная программа.

Аристотель(384-322 г. до н.э.) - величайший ученый античности. В 17 лет он уехал в Афины и поступил в платоновскую академию, в которой пробыл 20 лет. После смерти Платона он покинул Афины, долго странствовал, был воспитателем сына Филиппа II А. Македонского. Аристотель сопровождал Македонского в его походах. Он был его покровителем, подарил солидную сумму денег, чтобы он занимался наукой, 1000 человек доставляли ему животных. Аристотель умер через 2 месяца после смерти А. Македонского.

Он основал в 335 г. до н.э. философскую школу – Ликей в Афинах. Его влияние на развитие науки античности, средневековья, да и нового времени трудно переоценить. Особенно сильное влияние оказали труды Аристотеля на формирование естественных наук: физики, астрономии, медицины, ботаники и пр. В этой связи достаточно символичным выглядит сопоставление легендарных предков Пифагора, Платона и Аристотеля. Первый некоторыми авторами считался сыном Аполлона и сам был полубогом, второй, что не легенда, происходил из рода афинских царей. Предком же Аристотеля по преданию являлся Асклепий, бог-врачеватель.

Аристотель - ученик Платона, около 20 лет он находился в Академии при жизни последнего. Тем не менее, в своих философских воззрениях, а еще большей степени в научной программе, сильно разошелся с учителем. Он стал основателем новой, перипатетической философской школы, основателем Ликея. В известном смысле можно говорить о противоположности научных программ Аристотеля и Платона. Аристотелевская геоцентрическая система мира просуществовала до 16 в. и оказала огромное влияние на мировоззрение средневековья. Философские воззрение его противоречивы. Он полагал, что сущность вещей заключается в них самих. Полагал, что истину можно познать простым рассуждением. По Аристотелю существует 4 первичных свойства материи: горячее, сухое, холодное и влажное. Комбинируясь они образуют 4 естественных «тела» - огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное(, воду (холодное и влажное) и землю 9холодное и сухое).

В доказательства шарообразности Земли он указывал круглую форму земной тени при лунных затмениях. Допускал, что наша планета возникла из скопления отдельных материальных частиц. Земля неподвижно покоится в центре Вселенной (геоцентрическая система мирозданья).

По Аристотелю, суша и море могут меняться местами, причем этот процесс имеет циклический характер. Море в одних местах наступает, в других отступает. По Аристотелю, моря в отличие от рек не имеют истоков и постоянного течения. Течения образуются лишь местами, в узких проливах.

По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души, животные – более высокой. Он отмечал для растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растение это или животное. Соответствие в организации растении и животных он видел в том, что те и другие состоят из сходных элементов.

Грибы по Аристотелю возникают путем самозарождения из гнили. Аристотель описал 500 видов животных и предложил классификацию: бескровные и кровеносные (теперь беспозвоночные и позвоночные)


1. В отличие и от Платона и от Демокрита он считал, что "наблюдаемые вещи требуют наблюдаемых начал". Т.е. наблюдаемое требует научного исследования, в результате чего появляется достоверное знание. Ибо по Аристотелю “знание, в том числе научное знание, возникает при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их уяснения”. Т.о. в отличие от Платона Аристотель считает, что о наблюдаемом мире можно получить достоверное, научное знание, а не “лишь мнение”.


- во-вторых начала, объясняющие наблюдаемый мир, должны быть сами наблюдаемыми, а не умозрительными как атомы Демокрита или "треугольники" Платона. Здесь же содержится утверждение о возможности эмпирического, посредством наблюдения, опыта, методе получения научного знания, а не только путем умозаключений.

2. Аристотель, таким образом, считает, что физика, исследующая природу, может быть не менее наукой, чем математика. Более того, физика не может быть построена на базе математики, ибо, будучи наукой о природе, в которой все изменчиво и подвижно, она не может применять методы античной математики - науки о статичных, неподвижных, и вечных объектах.