Истоки атомистики или натурфилософы. Милетская школа.

 

Первые греческие философы напряженно искали первоначало мира, в котором осуществляется единство природы.

 

1. Фалес из Милета (640–562 гг. до н.э.) считал, что первоосновой всех вещей является вода, из нее образуются все вещи. Вода необычайно важна для жизни: «пища и семя всех существ – влажные». Под водой Фалес, очевидно, понимал всякую жидкость.

 

2. Гераклит из Эфеса (540-480) учил, что основой всего является огонь – некое реальное вещество. «Разумный огонь» Гераклита, который придет «судить и осуждать» все вещи. Огонь, охлаждаясь, превращается в воздух, тот в воду и далее в землю (Гераклит).

 

5. Пифагор с Самоса (571-497), как известно, считал, что в основе всего существующего лежит число.

 

7. Анаксагор (500-428) родом из Афин. В раннем возрасте пробудился интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности. Он целиком посвятил себя науке и это был новый тип человека в Греции середины 5 в. до н.э. Фалес, Пифагор, Гераклит не были профессиональными учеными. Древне-греческий ученый, философ, входил в милетскую школу. Основоположник афинской философской школы, которая дала миру таких мыслителей как Платон и Аристотель. Анаксагор полагал, что каждая вещь состоит из мельчайших, невидимых глазу материальных частиц, подобных самой вещи. Эти частицы он называл гомеометриями. Например, кровь состоит из мельчайших частиц крови, кость – из мельчайших частиц кости, причем эти частицы бесконечно делимы. Первый ученый, давший правильное объяснение солнечным и лунным затмениям. Он считал, что Солнце – огромная воспламенившаяся глыба, Луна – тело, во многом подобное Земле, может быть обитаемое, звезды – это раскаленные камни, оторванные от Земли силой космического круговращения. Все это не могло не вызвать возмущения сторонников старых традиций. В конце 30-х годов был обвинен в безбожии и эмигрировал. До нас дошли 20 фрагментов его сочинений.

 

8. Демокрит (460-370) из Абдер ввел понятие атомов. Вихри атомов формируют миры, из бесчисленного множества которых «некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги». Он пытается решить проблему происхождения жизни, Земли, общества. Первые люди вели звероподобную одинокую жизнь, собирая растения. Защищаясь от зверей, они стали помогать друг другу и начали общаться знаками, а затем с помощью речи. В разных местах образовались свои языки. По Демокриту грязеподобное вещество образует из твердых частей рыхлую землю, а из жидких – море; под действием Солнца земля затвердевает, но на поверхности ее образуется слой гниения и брожения, в котором возникают разнообразные формы животных.

 

Выделению одного, главного первоначала способствовали также широко распространенные у греков гилозоистические представления.

Гилозоизмучение о всеобщей одушевленности, отрицающее границу между живым и неживым. В соответствии с этим один из видов стихий наделялся психическими качествами и, как носитель психического, сознательного, провозглашался первоосновным, разумно образующим все из самого себя. Только Эмпедокл и Анаксагор, выделившие и рассматривавшие совершенно самостоятельную косную материю и материю управляющую, разумную, получили полный простор для выбора числа инертных, управляемых первоначал.

 

Отмечая деятельность первых натурфилософов, их заслуги в истории естествознания, можно обобщить: натурфилософы выделили предмет «физики» (первоначально это раздел или направление философии и лишь много позже естественная наука) – учение о природе, о первоначалах мира, об устроении и возникновении материального мира.