Возникновение российского парламента: структура, место в системе органов власти, особенности. Политическая борьба в Государственной Думе и ее влияние на общество.

Начало XX века ознаменовалось появлением общегосударственного парламентского органа, на который были возложены задачи законотворчества, рассмотрения вопросов государственной политики, парламентский контроль в отношении правительственного аппарата. Манифест 17 октября 1905 г. даровал России законодательный выборный парламент - Государственную Думу.

Дореволюционная Государственная Дума просуществовала более одиннадцати лет. За эти годы она избиралась четыре раза и соответственно называлась Первая, Вторая, Третья, Четвертая Государственные Думы.

Порядок выборов в первую Думу определял закон о выборах, изданный в декабре 1905 г. Согласно закону, были учреждены четыре избирательные курии - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Парламентские выборы не были всеобщими (избирательно права были лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на две тысячи избирателей, в городской - на четыре, в крестьянской - на тридцать, в рабочей - на девяноста), прямыми (двухступенчатыми, а для рабочих и крестьян - соответственно трех- и четырехступенчатыми). Кроме того, от рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50: в результате от участия в голосовании автоматически отсекались около двух миллионов мужчин-рабочих.

23 апреля 1906 г. император Николай II утвердил свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого монарха. Все принимаемые законы подлежали утверждению самодержцем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Царь назначал министров, единолично определял внешнюю политику страны, руководил вооруженными силами. Он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях.

Во всех четырех Думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они отстаивали в парламенте свои представления о путях развития России и использовали привычные для себя навыки общественных дискуссий: например, интеллигенция пользовалась опытом, приобретенным в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне опирались на демократические традиции общинного самоуправления.

Осенью 1912 г. в обстановке нового общественно подъема прошли выборы в IV Гос. думу. С лета 1913 г. в Думе нарастала оппозиция царизму.

Депутатами было принято решение начать парламентское давление на правительство: увеличилось число критич. выступлений, запросов правительству. Депутаты от конституционно-демократич. партии внесли на рассмотрение Думы проекты законов о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, неприкосновенности личности и пр. Лидер кадетов П. Милюков вынашивал планы создания в Думе «прогрессивного блока» из кадетов, октябристов и представителей других партий. Цель блока — подготовка и проведение программы умеренных реформ, которая позволила бы избежать новой революции. Николаю II не понравилась деятельность Думы, которая стала центром полит. борьбы. Встал даже вопрос о ее роспуске. В стране вызревал кризис общенационального масштаба.

В августе 1915 г. в IV Гос. думе был создан прогресс. блок. Блок потребовал создать правительство, ответственное перед Думой, а не назначаемое по желанию царя. Но Николай II не хотел идти на уступки либералам. Положение в стране все более и более осложнялось.