Реформы патриарха Никона и церковный раскол.

В середине XVII в. произошли события, порож­денные церков. реформой и вызвавшие глубокие потрясения в духовной и обществ. жизни Руси

В 1641 г. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который входили и будущие идейные против­ники Никон и Аввакум. Они пытались противостоять произвольному сокращению церков­. служб, разгульной жизни части духовенства. Внутри Кружка развернулся спор по поводу образцов, по которым надлежало исправлять священные тексты. Для одних это бы­ли древнерусские рукописные книги, для других - их греческие оригиналы.

В глубине кон­фликта лежали не только чисто церков. дела, но и принципиальный выбор между византийским и древнерусск. наследием, а, в конечном счёте, отношения России и Евро­пы.

Став в 1652 г. патриархом и желая укрепить позиции церкви, Никон начал церковную реформу (1653-1654гг). Суть её заключалась в приведе­ние норм церков. жизни в соответствие с нормами греческой и других православ. церквей.

Основные но­вовведения:

- креститься надо не двумя перстами, а тремя (символ Троицы);

- крестный ход вокруг церкви совершать не с востока на запад, а наоборот;

- вместо земных поклонов класть во время богослужения поясные; вместо написания "Исус" вводилось "Иисус" и т.д.

Было приказано допускать до богослужения иконы только греческого образца и изъять иконы старорусского письма. Старинное церковное пение в унисон стало заменяться многоголо­сием. Прекращалось строительство самобытных шатровых храмов.

Этим изменениям про­тивостояла группировка во главе спротопопом Аввакумом, настаивавшая на "чистоте" русских текстов и истинности тради­ц. обрядовости. Очевидно, что изменения касались всё же деталей, а не сути самого вероучения. Разногласия могли бы быть урегулированы. Но Никон стал внедрять реформу поспешно и жестоко. В ответ "ревнители" старой веры фанатично защищали свои традиции и обряды.

В итоге произошёл раскол русской церкви на новую, никонианскую, и старообрядческую.Реформа Никона была вызвана не только религиозными, но и полит. причинами. Она была вызвана укреплением самодержавия. Никону, а вместе с ним и царю, надо было навязать верующим единую культовую систему.Вот почему активное участие в реформе приняла светская власть. Но патриарх стремился создать сильную церков. власть, независимую от светской и имеющую превосходство над ней. Это шло вразрез с интересами самодержавия.

В 1658 г. между царем и патриархом произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений. Никон уе­хал из Москвы. В 1666 г. церковный Собор лишил его патриаршего сана.

Но смещение Никона не означало отмены его реформы. Она признавалась делом царя, государства и церкви. Старо­обрядцы были преданы анафеме и сурово преследовались. Руководителей раскола постигла тяжёлая участь. Аввакум в 1682 г. погиб на костре. Но это лишь усилило движение староверов. Они нашли поддержку в разных слоях общества - от феодальной аристократии до угнетённого крестьянства.

По подсчетам некоторых историков, до четверти русских людей ушло в раскол. Под знаменем расколапроходили такие крупные движения, как Соловецкое восстание (1662 г.), крестьянская война под руководством С. Разина (1670-1671гг) и многие другие.