Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв.


Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как «Русское Возрождение». Во всех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

различных слоев населения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

В 1408 г. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 г. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединения земель вокруг Москвы.

Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является «Задонщина» — поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность — это связь со «Словом о полку Игореве». Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора «Слова» литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое позволяет выразить главную мысль автора — залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 г. итальянец

Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства — Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата, храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. Например, псковскими зодчими была построена в 1489 г. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

В этот период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV — начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона «Троица».

В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона «Спас в силах».

На рубеже XV—XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

Культура Московского государства в XVI—XVII вв. В конце XV — начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в том числе из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и «иосиф-лянской» церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьяне» которые покупали книги на рынке.

Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553—1555 гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 г. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Иван Федоров был не только издателем, но и редактором книг. При не совсем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. Однако печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

В XVII в. просвещение охватывает все более широкие слои населения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населения страны. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гг. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 г. при царском дворе появляется рукописная газета «Куранты», содержащая переводы иностранных известий.

В XVI—XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала необходимость создания руководства по исчислению площадей, определению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском деле помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 г. Онисим Михайлов (Родышевский) на основе зарубежного и отечественного опыта составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в основе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 г. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника «Вертоград». А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники». оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633—1638 гг. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643—1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697—1699 гг. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675—1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI—XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства («Большой чертеж»), которая не сохранилась. В 1627 г. в Разрядном приказе была создана «Книга к Большому чертежу» — указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половине столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 г. Семен Ремезов завершил работу над «Чертежной книгой Сибири», ставшей важным событием в географии и этнографии.

Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

Архитектура России в первой половине XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь — и городская, и сельская —остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500—1508 гг. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 г. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535—1538 гг. в Москве была возведена вторая линия укреплений — Китайгород, а к концу века — третья линия — Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595—1602, архитектор Федор Конь).

В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635—1653). Зодчими все шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667—1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль — московское («нарышкинское») барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в этом же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

Русская живопись XVI—XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547—1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В середине столетия была создана посвященная взятию Казани икона «Церковь воинствующая», на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы «Великий архиерей» и «Спас Нерукотворный», живописный портрет московских правителей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей «Насаждение древа государства Российского»). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелей.

В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 г. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, например «Темир-Аксакова действо» и «Артаксерксово действо», а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.