Германия

В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии — в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.

Только мировой экономический кризис 1929—1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.

30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.

Социальная программа национал-социализма — организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики — экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6—8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.

Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.

При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

СССР

Тоталитарный режим в СССР имел свои особенности. Эта система подразумевала в первую очередь всевластие одной правящей партии, репрессивные методы. Признаки тоталитаризма проявлялись и в стремлении к абсолютному огосударствлению экономики, а также в подавлении свобод личности. В качестве главных факторов, обуславливавших формирование этой политической системы в стране, историки называют социокультурные, политические и экономические. Ускоренное экономическое развитие провоцировало ужесточение политической власти в государстве. Форсированная стратегия предполагала значительное и резкое ослабление (если не абсолютное уничтожение) товарно-денежных рычагов экономики на фоне полного преобладания административно-хозяйственной структуры. Дисциплины в хозяйственной деятельности, лишенной механизмов экономических интересов, можно было легко добиться, опираясь на государственную санкцию, политический аппарат, а также административное принуждение. В политической системе предпочтение отдавалось также формам беспрекословного подчинения директиве. Тоталитаризм в СССР развивался и на фоне достаточно низкого уровня материального благосостояния населения страны. Для преодоления экономической отсталости, ускорения индустриализации одного энтузиазма передовых слоев было недостаточно. В этом случае "воодушевленность" должна была подкрепляться и прочими факторами организационно-политического характера, регулированием мер потребления и труда (жесткими наказаниями за кражу имущества, опоздания, прогулы и прочее). Безусловно, тоталитаризм в СССР, используя указанные меры, не способствовал демократизации. Немаловажное значение в установлении централизованной государственной системы имела и особая политическая культура. Покорность основной массы граждан власти сочеталась с пренебрежительным отношением к закону. Этот тип политической культуры выражался в рамках Партии Большевиков, которая была сформирована преимущественно "выходцами из народа". Тоталитаризм в СССР развивался, не встречая сопротивления. В первую очередь новая политическая система была принята внутри самого аппарата власти. В комплексе культурных, политических и экономических факторов к 30-м годам сформировался новый режим сталинской диктатуры. Основные функции регулирования и управления взяли на себя чрезвычайные, карательные органы. Вместе с этим начала усиливаться роль аппарата партии, который получил полномочия заниматься хозяйственным и государственным управлением. Неограниченной свободой было наделено высшее руководство, а рядовые коммунисты были обязаны строго подчиняться центрам управления. Тоталитаризм в СССР предполагал, вместе с исполнительными комитетами в сельскохозяйственной, промышленной, культурной, научной сфере, функционирование партийных комитетов, роль которых в действительности являлась решающей. Проникновение власти в экономику и прочие сферы жизни с того момента стало характерной особенностью политической системы СССР. В результате, с установлением системы сформировалась некоторая пирамида, на вершине которой находился Сталин в качестве Генерального секретаря ЦК ВКП (б). Вместе с утверждением власти возвышались и укреплялись силовые структуры страны, репрессивные органы. Так, уже к 1929-му году формируются в каждом районе так называемые "тройки", осуществлявшие внесудебные разбирательства и выносившие свои приговоры. Таким образом, сталинский режим укреплял репрессивную систему, которая, по мнению некоторых историков современности, преследовала три основные цели: Устранение социальной напряженности при помощи определения и наказания врагов. Подавление зачатков сепаратистских, ведомственных, оппозиционных и прочих настроений при обеспечении абсолютной власти центра. Действительное устранение функционеров, "разложившихся" от имевшейся у них бесконтрольной власти.