Вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Существует целый ряд вспомогательных литературоведческих дисциплин:

1) археография(от греч. archáios – дневний + graphō – пишу) – дисциплина, изучающая теорию и разрабатывающая методику публикации памятников письменности и печати. В число задач, решаемой археографией, входит датировка памятников, их расшифровка и атрибуция, разработка правил публикации письменных памятников и подготовка их к изданию.

2) архивоведение(от лат. archivum + ведать (знать) – вспомогательная дисциплина, призванная обеспечить литературоведов материалами для проведения исследовательской работы.

Очень важная задача, стоящая перед литературоведами, – выяснение идейной и творческой биографий отдельных писателей. Для этого ученые пользуются различными документами, высказываниями самих писателей – письмами, дневниками, мемуарами, свидетельствами современников и т.п. Биографические данные всегда бывают очень важным, хотя и подсобным материалом для изучения пути развития литератур, выявления особенностей их идейного содержания. Наряду с этим, важным источников сведений о творчестве того или иного писателя могут служить неопубликованные материалы (рукописи, черновики произведений).

Чтобы подобные материалы стали доступны исследователям, необходимо их собирание и систематизация, то есть работа с архивами. Подобно историкам, литературоведы разбирают архивы, находят документы и материалы, в частности, новые неопубликованные тексты, комментируют их. Кроме того, архивоведы публикуют описания рукописей, путеводители и справочники, знакомящие с хранящимися в собраниях документами.

Литературные архивы – это «1) собрания документальных мемуарных материалов (рукописей, дневников, переписки и др.) по истории литературы, хранящиеся в особых хранилищах (специализированных учреждениях, музеях, библиотеках и т.д.). 2) учреждения и архивы, специально предназначенные для хранения и собирания материалов по истории литературы» (Литературный энциклопедический словарь, Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. - М., 1987, с.39).

В настоящее время литературные архивы обладают значительным количеством документов. Так, в 1941 году был организован Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ), в котором сейчас содержится более 2000 фондов, состоящих из документов учреждений, творческих организаций, архивов писателей, журналов и т.п. В архиве Института мировой литературы в Москве содержатся фонды многих писателей (Толстого А.Н., Бедного Д. и т.п.).

3) палеография(от др.- греч. palios – древний, graphō – пишу) дословно означает «описание древностей».

Изучение литературоведами древних и средневековых литератур невозможно без знания лингвистики и палеографии.

До появления печати произведения переписывались от руки. Переписка произведений была трудным и кропотливым делом. Им занимались переписчики, часто – люди духовного звания. Произведения существовали в сравнительно небольшом количестве копий – «списков», многие из которых были сделаны на основе других списков. При этом связь с оригиналом произведения нередко утрачивалась, переписчики часто вольно обращались с текстом произведения, внося в него свои поправки, дополнения, сокращения; не исключены были также специальные ошибки.

Изучение древних литератур – дело очень сложное. Оно требует нахождения рукописей в старинных книгохранилищах, архивах, сравнения разных списков и редакций произведений, их датировки. Определение времени создания произведения и на их основе – списков происходит путем исследования материала, на котором они написаны, манеры письма и почерка, особенностей языка автором и самих переписчиков, состава фактов, лиц, событий, изображенных или упоминаемых в произведении, и т.п. Лингвистика приходит на помощь литературоведению, давая ему знания по истории тех или иных языков, расшифровывая те или иные системы знаков и записи.

4) Если литературоведы, изучающие древнюю и средневековую словесность, должны хорошо овладеть соответствующими разделами лингвистики и палеографии, то литературоведы, изучающие новую и новейшую литературу, должны опираться на лингвистические исследования и данные текстологии.

Создание художественных произведений и их появление в печати часто оказываются процессами очень сложными. Нередко писатели создают свои произведения не сразу, а в течение длительного времени, внося в них новые поправки и дополнения, приходя к новым вариантам и редакциям текста. Известны, например, несколько вариантов поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», две редакции «Тараса Бульбы» и «Ревизора» Н.В. Гоголя. По тем или иным причинам писатели иногда поручают редактирование и подготовку к печати своих произведений другим лицам, которые, проявляя свои вкусы, вносят в тексты не или иные изменения. Так, И.С. Тургенев, редактируя произведения А. Фета, поправлял их в соответствии со своими эстетическими требованиями. М.Н. Катков, печатая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в журнале «Русский вестник», изменял текст в соответствии со своими политическими взглядами. Часто одно и то же произведение, как при жизни писателя, так и после его смерти печаталось несколько раз в разных редакциях. Так, Л.Н. Толстой несколько раз публиковал роман «Война и мир» с существенными изменениями. Нередко цензура требовала от писателя или от редактора изменения или сокращения текста.

Задача текстологии состоит в том, чтобы восстановить канонический вариант текста, то есть тот, который сам писатель считал окончательным.

5) Одной из важнейших отраслей текстологии является атрибуция.

Нередко по тем или иным причинам произведения не могли появиться в печати. Они оставались в рукописях, архивах журналов, издательств или печатались без имен авторов (анонимно). Так, до сих пор не установлено, кто был автором присланного из Сибири стихотворного ответа А.С. Пушкину на «Послание в Сибирь» («Во глубине сибирских руд...») – А. Одоевский или кто-то другой из ссыльных декабристов.

До настоящего времени остаются неразрешенными «гомеровский» и «шекспировский» вопросы.

Атрибуция (от лат. attributio – приписывание) – установление автора художественного произведения или времени и места его создания (наряду с термином атрибуция употребляется эвристика).

Атрибуция очень важна при изучении, например, древнерусской литературы, произведения которой вплоть до XVII века являлись анонимными. В современной науке атрибуция осуществляется в следующих направлениях:

– поиски документально-фактических доказательств (автографы писателей, их переписка, мемуары современников, архивные материалы и т.п.);

– раскрытие идейно-образного содержания текста (конкретное сопоставление идей анонимного сочинения и бесспорно принадлежащих предполагаемому автору текстов);

– анализ языка и стиля произведения.

Доказательную атрибуцию может дать только комплексное использование всех этих элементов.

6) библиография литературная– отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются сбор и накопление информации о художественной литературе и трудах по литературоведению, помощь историкам литературы в исследовательской работе.

Существуют два основных типа библиографии литературной – научно-вспомогательная и рекомендательная, а в их пределах типы указателей: общие (посвященные отдельным литературам), персональные (посвященные одному писателю), тематические.

В начале XX века возникла новая научная дисциплина – литературоведческая библиография, включающая в себя историю (возникновение и развитие библиографического дела), теорию (исследование общих проблем данной дисциплины), методику литературоведческой библиографии (с учетом специфики художественной литературы), библиографическое источниковедение (состояние библиографии литературоведческой отдельных национальных литератур и отдельных писателей).

5) источниковедениелитературоведческое – вспомогательная литературоведческая дисциплина, изучающая источники истории и теории литературы, способы их разыскания, систематизации и использования.

Особенно значительна роль источниковедения для истории литературы, а также для текстологии и ее практического применения в эдиционной работе (то есть при подготовке к изданию и издании текстов).

Основными источниками служат тексты самих литературных произведений, окончательные и ранние (вплоть до первичных черновых набросков, планов, записей замыслов и т.п.). Литературоведческими источниками оказываются также переписка писателей, дневники, записные книжки, личные библиотеки писателей, цензурные материалы, переписка и воспоминания современников. Кроме этих источников, на которых строится литературоведческое исследование, имеют значение пособия, необходимые для понимания и объяснения (комментирования) литературных произведений: критические статьи, научные исследования, справочные издания и пр.

Одну из задач источниковедения составляет разыскание и выявление необходимых для того или иного исследования источников. Теория таких разысканий носит название эвристика.Различным видам источников (рукописные, печатные, предметы материального характера и др.) соответствуют различные виды хранилищ: архивы, библиотеки, музеи (эти учреждения собирают, хранят, описывают и публикуют источники).

Другую задачу источниковедения составляет научная критика и экспертиза источника – для установления его подлинности, происхождения и отношения к первоисточнику, достоверности его показаний, степени сохранности источника и полноты содержащейся в нем информации. В случае необходимости производятся: атрибуция, датировка, локализация (установление места возникновения), раскрытие социального генезиса документа. Производится первичная интерпретация источника (уяснение прямого и иносказательного смысла сообщаемых в нем сведений); оценка источника с точки зрения его ценности для литературоведческих построений.

Любое источниковедческое разыскание плодотворно в сочетании с всесторонним филологическим исследованием. Анализ источника ведется в свете понимания идейно-эстетической сущности данного явления литературы. Вся деятельность источниковеда направляется на решение общих задач науки, хотя его конкретная задача ýже задач историка и теоретика литературы. Как правило, источниковедческую разработку темы выполняют сами исследователи литературы – в качестве необходимой первичной стадии исследовательской работы.

Соотношение источниковедения с другими вспомогательными литературоведческими дисциплинами (археографией, библиографией, архивоведением, текстологией) неустойчиво и зависит от объекта и аспекта изучения; эти науки частично перекрещиваются и совмещаются.

Вообще, процесс размежевания и самоопределения вспомогательных дисциплин в системе литературоведения, по-видимому, еще не закончен. В частности, такая дисциплина как палеография нередко целиком включается в источниковедение.