Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по категориям работников

Действие нормативных актов во времени. Для норматив­ных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[11], если в федеральном законе не пре­дупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы пуб­ликуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в ука­занных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу актов Президента Российской Фе­дерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[12], если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введе­ния их в действие. Вышеназванным Указом Президента уста­новлено, что акты Правительства Российской Федерации всту­пают в силу со дня их подписания Председателем Правитель­ства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нор­мативных актов центральных органов государственного уп­равления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Ука­зу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, за­трагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие го­сударственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат офи­циальному опубликованию. Официальное опубликование ак­тов осуществляется не позднее 10 дней после их государствен­ной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а так­же зарегистрированные, но не опубликованные в установлен­ном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, приме­нения каких бы то ни было санкций к гражданам, должност­ным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сто­ронами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу дру­гого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяет­ся к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на от­ношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие зако­на или иного нормативного правового акта, содержащего нор­мы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в дей­ствие (ст. 12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве.Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду терри­тория государства — Российской Федерации; территория субъек­тов Федерации; территория конкретной организации. В соот­ветствии с этим «свое» правовое пространство имеют федераль­ные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Россий­ской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их терри­тории (республики, края, области и т.п.). При расхождении за­кона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен ре­шаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых норма­тивных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и норматив­ные акты субъектов Федерации распространяются на опреде­ленные местности, составляющие часть их территории, не все­гда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работни­ков Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных райо­нов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах кон­кретной организации.

Пространственно действие нормативных актов о труде за­ключается в том, что они распространяются в пределах конк­ретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных ак­тов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространя­ются также на территории посольств, представительств, тор­говых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Рос­сийской Федерации» не исчерпывается только земельно-тер­риториальными, морскими и воздушными границами, а оп­ределяется также и международно-правовыми актами. Да­лее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено меж­дународными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям ра­ботников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из кото­рого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хо­зяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работни­ков и т.п.).

Статья 11 Трудового кодекса РФ посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: незави­симо от организационно-правовой формы работодателя трудо­вое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что Трудовой кодекс РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не толь­ко лиц наемного труда, но и работников, являющихся участни­ками товариществ, акционерами.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не дол­жны регулироваться гражданским законодательством.

Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе до­говоров, регулирующих трудовые отношения.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Вместе с тем в целях обеспечения приоритетного права рос­сийских граждан на занятие вакантных рабочих мест определе­ны условия и порядок привлечения и использования в Россий­ской Федерации иностранной рабочей силы (Указы Президен­та РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и исполь­зовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упо­рядочению привлечения и использования в Российской Феде­рации иностранной рабочей силы»)[13].

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта диффе­ренциация осуществляется Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК РФ — чет­вертую часть, которая включает 16 гл. (гл. 40—55): гл. 40 — «Общие положения»; гл. 41 — «Особенности регулирования тру­да женщин, лиц с семейными обязанностями»; гл. 42 — «Осо­бенности регулирования труда работников в возрасте до восем­надцати лет»; гл.43 — «Особенности регулирования труда ру­ководителя организации и членов коллегиального исполнитель­ного органа организация»; гл. 44 — «Особенности регулирова­ния труда лиц, работающих по совместительству»; гл. 45 — «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев»; гл. 46 — «Особен­ности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах»; гл. 47 — «Особенности регулирования труда работни­ков, работающих вахтовым методом»; гл. 48 — «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей

— физических лиц»; гл. 49 — «Особенности регулирования труда надомников»; гл. 50 — «Труд лиц, работающих в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях»; гл. 51 — «Осо­бенности регулирования труда работников транспорта»; гл. 52

— «Особенности регулирования труда педагогических работни­ков»; гл. 53 — «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной вла­сти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»; гл. 54 — «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций»; гл. 55 — «Особенности регу­лирования труда других категорий работников».

Особенности отдельных категорий труда отдельных кате­горий работников содержатся также в федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» представляет право совету директо­ров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акцио­неров, принять решение о приостановлении полномочий еди­ноличного исполнительного органа, общества (директора, ге­нерального директора)[14].

Общие нормы трудового права конкретизируются и допол­няются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, от­расли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-дого­ворного регулирования должен увеличиться и объем специаль­ных норм в локальных актах, среди которых главное место за­нимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (ге­неральных и региональных, отраслевых и др.).

В ряде случаев такая дифференциация определяется необ­ходимостью повысить требования к выполнению трудовых обя­занностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие источника трудового права.

2. Назовите известные вам виды источников трудового права.

3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?

4. В чем заключаются особенности системы источников трудово­го права?

5. Как разграничиваются полномочия между федеральными орга­нами государственной власти и органами государственной влас­ти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отноше­ний?

6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квали­фицированного источника трудового права.

7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регу­лировании правовых актов?

8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и согла­шений в регулировании условий труда, в чем особенности форми­рования этих актов ?

9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?

10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.

11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.

рекомендуемая литература

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.

2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

3. БезинаА.К. Судебная практика в механизме правового регулиро­вания трудовых отношений. Казань, 1989.

4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3—4; 1996. № 21/22.

5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Пра­во и экономика. 1995. № 5—6.

6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екате­ринбург, 1997.

7. ГоршенинК.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источ­ники // Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный

период // ГП. 1994. № 8,9.

10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Консти­туции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. №'2.

11. Орловский Ю.П. О сфере действия трудового права в современ­ных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.

12. СмолярчукВ.И. Источник советского трудового права//М., 1978.

13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Пра­воведение. 1968. № 4.

14. ШебановаА.И. Размышления о реформе трудового законодатель­ства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.