Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном об­щении с людьми:

легко вступает в контакты с людьми, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием;

— допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми;

— не требователен к качеству общения;

— под влиянием других может легко преодолевать трудности, но мо­жет и легко отказаться от принятого решения;

— испытывает огромную потребность в «симпатии» со стороны всех других людей.

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

конформен;

— несамостоятелен, труслив;

— слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.

Примечание. Несмотря на то, что сбор подобных сведений занимает много времени, он не может быть полностью исключен из работы психолога, так как мало что может сравниться с ценностью сведений, получаемых при сборе анамнеза. К тому же некоторые сведения могут быть получены уже в период адаптации к детскому коллективу или какой-либо иной ситуации.

Анализируя симптомы, выявленные у ребенка в процессе наблюдения за ним в естественных условиях, характер этих проявлений согласно положениям об уровневой организации эмоциональной регуляции можно прийти к заключению о характере дисфункций базальной системы аффективной регуляции. Сопоставляя эти представления с результатами психологической диагностики и сведениями, полученными из анамнеза, можно описать пси­хологическую структуру эмоциональных особенностей ребенка и, самое глав­ное, разработать для него индивидуальный вариант коррекционной программы, основанный на понимании значения пропорционального развития и системного иерархичного строения уровней аффективной регуляции в онтогенезе.

 

 

Приложение 5

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной