Б. При гиперфункции уровня
а) Ребенок затрудняется в понимании смысла ^взаимодействия, испытывает трудности в контактах с окружающими:
— легко вступает в контакт, но к взаимодействию не стремится;
— проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях;
— легко заражается состоянием другого человека;
— склонен привлекать внимание к себе любыми средствами;
— подчиняется требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания;
— часто проявляет негативизм;
— требует постоянной и интенсивной оценки деятельности (при этом не чувствителен к ее знаку), интенсивного, постоянного внимания к нему;
— часто провоцирует конфликты между другими, испытывает от этого удовольствие.
б) Имеет ряд личностных особенностей:
— склонен к воровству, вранью, бродяжничеству;
— испытывает стремление к опасным, рискованным поступкам, не испытывает страха высоты, темноты;
— испытывает влечение к отрицательным впечатлениям;
— испытывает удовольствие от роли «бандита», негодяя.
4-й уровень (уровень эмоционального контроля)
А. При гипофункции уровня
а) Ребенок испытывает трудности в коммуникации и чрезмерную зависимость от эмоциональной оценки других людей:
— проявляет низкую активность в контакте;
— ошибается в определении знака эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении;
— стремится к привычному кругу общения;
— проявляет особую ранимость во взаимоотношениях;
— испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании;
— проявляет неуверенность в правильности своего поведения, постоянно нуждается в подтверждении этой правильности;
— постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен;
— испытывает чрезмерную, симбиотическую связь с матерью;
— испытывает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального соучастия близких в своих переживаниях;
— в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их оценку.
б) Имеет ряд личностных особенностей:
— внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей;
— мнителен, недоверчив к предложениям других людей;
— излишне зависим от принятых норм поведения;
— не терпит нарушений в принятых им взаимоотношениях.