Тяжелое удовольствие (Hard Fun)

“Я всегда знаю, нравится ли игра моему мужу. Если он кричит: “Я ненавижу ее! Я ненавижу ее!”, – тогда я понимаю две вещи. А) Он пройдет эту игру до конца. Б) Он купит вторую часть игры. Если же муж не говорит ничего подобного, он прекратит играть через несколько часов”.

Жена хардкорного PC-игрока.

Самый очевидный игровой стиль – это Hard Fun. Игроки, предпочитающие Hard Fun, любят принимать вызов, преодолевать сложности, решать проблемы.

Основными ощущениями в Hard Fun являются фрустрация и триумф. Гейм-дизайнеры старой закалки считают, что ощущение триумфа – это Святой Грааль игрового дизайна. Однако преодоление сложностей приносит удовольствие не всем игрокам, а лишь тем, кто предпочитает этот игровой стиль. Такие игроки считают, что игры без Hard Fun – это и не игры вовсе.

Для получения ощущения триумфа, игрок должен преодолеть сложность. А для того, чтобы он почувствовал, что преодолевает сложность, игрок должен быть фрустрирован так, что уже готов бросить играть. И в тот момент, когда игрок действительно решает, что это последняя попытка, он должен победить. Чувство триумфа будет непередаваемым.

В то время как фильмы создают эмоции через сопереживание герою, игры создают эмоции через ощущение присутствия игрока в игре. Чувство триумфа вырастает из решений, принятых игроком, поэтому победа над сильным врагом в кат-сцене без участия игрока никогда не вызовет сильного ощущения. То же самое касается победы, которая получилась у игрока случайно. Если игрок не чувствует, что победа была обусловлена цепочкой его решений, он не почувствует триумфа.

В моей практике был забавный случай: в “Collapse: Ярость” финального босса можно было убить большим количеством самых разных способов. Одним из таких способов было убийство в режиме ярости. Так как плейтесты показали, что убить финального босса таким способом тяжело (это требует от игрока хорошего скилла перемещения), мы позволили убить босса в ярости с одного или двух ударов в зависимости от уровня сложности.

Однако в реальности некоторым игрокам удалось убить финального босса совершенно случайно: в разгаре боя игроки входили в ярость, дико перемещались, размахивая мечом, и через пару секунд обнаруживали, что босс уже мертв. Поэтому на форумах иногда можно встретить недоуменные комментарии по поводу того, что этот босс был самым слабым и неинтересным.

Что нравится игрокам в Hard Fun:

  • Играть, чтобы почувствовать, как я крут
  • Играть, чтобы пройти игру
  • Иметь разнообразные цели
  • Требование продумывать стратегию, а не полагаться на удачу