По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
4. Видимые сигналы выражаются:цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы такие, как светофоры, семафоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются:
1) круглосуточные- подаваемые одинаково в светлое и темное время суток, такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки;
2) дневные - подаваемые в светлое время суток; для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги, крылья семафоров и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройств сбрасывания и гидравлических колонок);
3) ночные- подаваемые в темное время суток; такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах, крыльях семафоров и сигнальных указателях.
Ночные сигналы должны - применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях.
В железнодорожных тоннелях применяются -только ночные или круглосуточные сигналы.
5. Звуковые сигналы выражаются:числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.
Для подачи звуковых сигналов служат: свистки локомотивов, мотор-вагонных поездов и специального самоходного железнодорожного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды. Взрыв петарды требует немедленной остановки поезда.
III. СВЕТОФОРЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
6. Светофоры по назначению подразделяются:
1) входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию;
2) выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон;
3) маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой;
4) проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;
5) прикрытия – для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
6) заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях;
7) предупредительные – предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);
8) повторительные – для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о показании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
9) локомотивные – для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;
10) маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;
11) горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;
12) въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд железнодорожного подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;
13) технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).
Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.).
7. В качестве источников света в светофорах используют:светоизлучающие диоды или лампы накаливания.
Светофоры применяются: линзовые или прожекторные.
По расположению они подразделяются: на мачтовые, карликовые, а также устанавливаемые на мостиках, консолях, фермах мостов, стенах тоннелей, а на железнодорожных путях необщего пользования также на стенах производственных помещений.
Сигнальные огни на светофорах применяются: непрерывно горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных АБ, загораются при вступлении поезда на блок-участок перед ним и гаснут после выхода поезда с этого блок-участка.
На светофоре должна быть предусмотрена: литерная табличка.
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные светофоры – буквами или буквами и цифрами. На двухпутных и многопутных перегонах вновь оборудуемых постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров литерная табличка должна быть предусмотрена в том числе на обратной стороне мачт проходных светофоров.
8. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения):
1) один зеленый огонь – разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт;
2) один желтый мигающий огонь – разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной;
3) один желтый огонь – разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт;
4) два желтых огня, из них верхний мигающий – разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт;
5) два желтых огня – разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу;
6) один красный огонь – стой! Запрещается проезжать сигнал;
7) один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналами руководителя маневров;
8) один синий огонь – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ИНСТРУКЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе Российской Федерации устанавливает:
1) правила приема, отправления и пропуска поездов;
2) правила приема и отправления поездов при ремонтно-строительных работах;
3) правила производства маневров на станциях;
4) правила выдачи предупреждений на поезда;
5) другие правила движения поездов и маневровой работы.
12. В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора машинист поезда при подходе к железнодорожному переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью - не более 20 км/ч, / - не более 15 км/ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ ПРИ АБ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. (85). Основными средствами сигнализации и связи при движении поездов являются:АБ и ПАБ.
2. (87). При АБ разрешением на занятие поездом блок-участка служит:разрешающее показание выходного или проходного светофора. На проходных светофорах (кроме предвходных), допускается установка условно-разрешающего сигнала, в виде буквы «Т» - это служит разрешением грузовому поезду следовать без остановки со скоростью - не более 20 км/ч, / - не более 15 км/ч.
После остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если нет сведений о свободности впереди участка, разрешается вести поезд до следующего светофора со скоростью - не более 20 км/ч, / - не более 15 км/ч.
Если после проследования проходного светофора появится желтый или зеленый огонь, можно увеличить скорость движения - но не более 40 км/час, и следовать с особой бдительностью до следующего светофора.
При неустойчивом показании огней на локомотивном светофоре следовать со скоростью - не более 20 км/час. (ПТЭ Приложение №6)
3. Если показания путевого и локомотивного светофоров не соответствуют друг другу, машинист поезда должен -руководствоваться только показаниями путевых светофоров.
4. При соединении поездов на перегоне машинисту поезда, идущего на соединение, разрешается следовать по приказу ДНЦ без остановки на блок-участок, занятый поездом, с которым предстоит соединение, со скоростью, обеспечивающей своевременную остановку у стоящего поезда, на путях общего пользования – не более 20 км/ч, / - не более 15 км/ч.
5. При ведении поезда по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора машинист поезда и его помощник обязаны:
1) при зеленом огне на локомотивном светофоре следовать с установленной скоростью;
2) при желтом огне следовать со скоростью - не более 50 км/ч;
3) при появлении на локомотивном светофоре желтого огня с красным снизить скорость - до 20 км/ч и остановить поезд перед первым путевым светофором встречного направления;
4) после остановки поезда при желтом огне с красным, если машинист поезда видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом, ожидать освобождения блок-участка - появления на локомотивном светофоре желтого или зеленого огня, после чего продолжать движение по сигналам локомотивного светофора;
5) если машинист поезда не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда и за время остановки и отпуска тормозов на локомотивном светофоре не появился желтый или зеленый огонь, он должен возобновить движение и до конца следующего блок-участка вести поезд со скоростью - не более 20 км/ч. Если при следовании по блок-участку красный огонь локомотивного светофора сменится на желтый с красным, машинист поезда может продолжить движение со скоростью - не более 20 км/ч, а при появлении желтого или зеленого огня машинист поезда может увеличить скорость движения - до 40 км/ч;
6) в конце блок-участка при желтом или зеленом огне на локомотивном светофоре продолжить движение, руководствуясь этими сигналами; при сохранении красного огня или появлении желтого огня с красным машинист поезда должен вновь остановить поезд и далее продолжить движение в порядке, указанном в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта;
8) в случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН, остановить поезд у ближайшего светофора встречного направления, а далее следовать до входного светофора (сигнального знака «Граница станции») со скоростью - не более 20 км/ч.
Контрольные вопросы:
1. Что служит разрешением на занятие поездом перегона при АБ?
2. Скорость проследования светофора с одним желтым (немигающим) огнем?
3. Порядок проследования условно-разрешающего сигнала?
II. ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ
9. Отправление пассажирского поезда при запрещающем показании выходного (маршрутного) светофора: вручаемое или передаваемое по радиосвязи разрешение на отправление с станции является одновременно и разрешением на проследование негорящего повторительного светофора.
В случае проследования поездом станции без остановки ДСП станции при вступлении поезда на первый (ближний к станции) участок приближения должен предупредить машиниста поезда по радиосвязи о неисправности повторительного светофора (перед маршрутным или выходным светофором). Получив такое сообщение, машинист поезда продолжает движение, руководствуясь показанием локомотивного и выходного или маршрутного светофора.
10. Отправление и движение по перегону поезда с подталкивающим локомотивом, следующим на весь перегон, производятся- по сигналам АБ.
Отправление и следование поезда с подталкивающим локомотивом, когда последний с перегона возвращается обратно, производятся:по сигналам АБ, а для возвращения подталкивающего локомотива на станции отправления выдается ключ-жезл.
11. Отправление хозяйственного поезда для работы на перегоне с возвращением на станцию отправления(когда перегон не закрывается) - производится по сигналам АБ (по открытому выходному светофору).
Обратно хозяйственный поезд следует - по ключу-жезлу, который перед отправлением с станции вручается руководителю работ или кондуктору главному для передачи машинисту поезда перед возвращением этого поезда с перегона.
Ключ-жезл может быть использован- также при подаче и выводе вагонов с необслуживаемых вспомогательным постом путей, примыкающих к перегону.
На двухпутных перегонах, оборудованных устройствами для возможности движения поездов по неправильному пути по АЛСН, отправление поезда с ключом-жезлом допускается только по правильному пути.
Отправление хозяйственных поездов, состоящих из двух и более единиц ССПС, допускается с ключом-жезлом только в случае их неразъединения на перегоне.
12. При неисправности или отсутствии ключа-жезла отправлять хозяйственный поезд или поезд с подталкивающим локомотивом, возвращающимся с перегона, можно только -после перехода на телефонные средства связи по Путевой записке.
III.ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ НЕИСПРАВНОСТЯХ АБ
14. Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям индикации на аппаратах управления) первом блок-участке выходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпутный перегон по правильному пути:
1) по пригласительному сигналу на выходном светофоре;
2) по регистрируемому приказу ДСП станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи;
3) по разрешению на бланке формы ДУ-54 с заполнением пункта I.
15. На однопутный перегон или по неправильному пути двухпутного перегона с двухсторонней АБ при запрещающем показании выходного светофора поезд может быть отправлен:
1) по регистрируемому приказу ДСП станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи;
2) по разрешению на бланке формы ДУ-54 с заполнением пункта I.