ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Второстепенные члены предложения определяются по тем смысловым вопросам, которые к ним ставятся.
Определениеобозначает признак предмета и всегда относится к слову с предметным значением (существительному, местоимению, другим частям речи в значении существительного), поэтому в сочетаниях типа коробка из картона, нора лисы, к зависимым словам ставятся смысловые вопросы «какой?», «чей?» (а не падежные «из чего?», «кого?»): 1. Коробка (какая?) из картона нам не подходит. 2. Найти нору (чью?) лисы достаточно трудно.
Для проверки часто можно использовать способ замены несогласованного определения, выраженного существительным, согласованным, выраженным прилагательным: коробка из картона — картонная коробка, нора лисы — лисья нора. Несогласованные определения часто можно заменить и соответствующим причастным оборотом: 1. Я люблю кофе по-мексикански.— Я люблю кофе, приготовленный по-мексикански. 2. Тени на снегу казались синими.— Тени, лежащие на снегу, казались синими.
Дополнениеобозначает предмет, на который направлено действие, при помощи которого совершается действие или по отношению к которому проявляется признак, поэтому чаще всего относится к частям речи, обозначающим действие или признак: глаголам (подать (что?) руку), прилагательным (знаком (с кем?) с соседом). Иногда дополнение может относиться и к существительному: конец (чего?) путешествия. К дополнению ставится только вопрос косвенного падежа: Кузнецов взял (что?) котелок двумя руками (Ю. Бондарев).
Существительное в творительном падеже, относящееся к другому существительному, обычно является дополнением, если обозначает орудие или объект действия: уборка (чем?) комбайном(сравните: убирать комбайном), заведование (чем?) складом(сравните: заведовать складом). Если же оно имеет сравнительное значение, то его синтаксическая функция — быть определением: волосы (какие?) ежиком.
Обстоятельствообычно используется для описания условий действия или характеристики данного действия или признака, поэтому оно может зависеть от глагола (чаще всего), прилагательного, наречия: ходить медленно, строгий до безумия, очень жарко.
Необходимо разграничивать дополнения и обстоятельства, выраженные существительными. При возможности постановки к слову вопроса и дополнения (вопроса косвенного падежа), и обстоятельства (смыслового вопроса) приоритет отдается смысловому вопросу: Татьяна слушала (как?) с досадой такие сплетни, но тайком (как?) с неизъяснимою отрадой невольно думала о том... (А. Пушкин). В предложении дается характеристика действия (слушать (как?) с досадой, думать (как?) с отрадой), и рассматриваемые слова являются обстоятельствами. Для проверки можно использовать и способ замены данных слов деепричастием или наречием: слушала с досадой — слушала, досадуя; думала с отрадой — думала отрадно. Можно использовать и замену не однокоренными деепричастиями или наречиями (это не всегда возможно), а иными соответствующими наречиями: Нехлюдов приехал в Кузьминское около полудня (Л. Толстой).— Нехлюдов приехал туда тогда.
Примечание.Многие ученые считают, что есть такие случаи, когда члены предложения, выраженные существительными в косвенных падежах, совмещают семантику, например, дополнения и определения или дополнения и обстоятельства: Напоминание (о ком? какое?) о внучке вызвало на ее лице улыбку.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие члены предложения называются второстепенными?
2. Как классифицируются предложения в зависимости от наличия в них второстепенных членов?
3. Каков вид подчинительной связи с определяемым словом: а) согласованных определений; б) несогласованных определений?
4. Охарактеризуйте способы выражения: а) согласованных определений; б) несогласованных определений.
5. В чем заключается особенность приложения как вида определения?
6. Что является приложением в сочетании: а) имени собственного, называющего человека, и нарицательного существительного; б) имени собственного, являющегося географическим названием, и нарицательного существительного?
7. Всегда ли приложение согласуется с определяемым словом в падеже?
8. Какова характеристика дополнения как второстепенного члена предложения?
9. Назовите способы выражения дополнения.
10. Каковы грамматические признаки прямых дополнений?
11. Дайте определение обстоятельства как члена предложения.
12. Каковы способы выражения обстоятельства?
13. Охарактеризуйте виды обстоятельств по значению.
14. Приведите примеры предложений, в которых бы инфинитив выступал в роли: а) подлежащего; б) сказуемого; в) определения; г) дополнения; д) обстоятельства.