МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Морфолого-синтаксическнй способ словообразования — это образование слов путем перехода из одной части речи в другую, например: (хорошая) столовая (имя существительное) - столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) - (посмотреть) вокруг (наречие).
Принадлежность такого слова к той или иной части речи можно определить только в контексте (словосочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) — пообедать в столовой (существ.), благодаря за помощь друзей (дееприч.) — благодаря помощи друзей (предлог).
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные. Переход разных частей речи в имена сущ. называется субстантивацией (от лат. - имя сущ.): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении, слиянии) слова образуются из словосочетания путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший, - с ума сшедший, быстрорастворимый - быстрорастворимый, сейчас, - сей час.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных способом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.
При лексико-семантическом способе слово образуется в результате расщепления многозначного слова на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) - охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) - титан (гигант, героическая личность; человек, обладающий огромными творческими способностями).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом образовано производное слово (т. е. слово, которое образовалось). Например, слово лесник образовано от основы слова лес суффиксальным способом: лесник лес, Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного слова: лесник — человек, который охраняет лес,
Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.
Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть производной и непроизводной: береговой - берег. (берег — непроизводная производящая основа), карьеристский - карьерист, (карьерист — производная производящая основа).
Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму: убежал — форма от убежать; "убежать «- бежать (пристав,).
Словообразование нужно отличать от формообразования. Перерисовал — это форма прошедшего времени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- служит для образования не нового слова, а формы слова. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать - рисовать (пристав.).
При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:
1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный - заметный (не от «заметить»), расчудесный - чудесный (не от «чудеса»).
2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и постфикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ), приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, например, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом).
3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным способом, часть речи остается той же: некрасивый - красивый, мыться – мыть, кто-то – кто, вдуматься - думать. При этом приставка и постфикс присоединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.
4. Если при образовании слова морфемным способом изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный - яблоко, снизить - низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синь - синий (нулевая суффиксация).
5. Сущ., обозначающие лиц женского пола, обычно образуются от соответствующих им сущ., обозначающих лиц мужского пола: учительница – учитель.
6. Сущ., обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень - зеленый, доброта - добрый.
7. Сущ., обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег - бежать, ожидание ] - ожидать.
8. Основа изменяемых сущ всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразовательный разбор слов типа отстаивание необходимо оформлять так: отстаивании [й' э] - отстаивать.
9. Сложные существительные могут быть образованы от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность - полноводный (суффиксальный способ). Сложные прилагательные могут быть образованы от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный - железобетон, (суффиксальный способ).
10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обычно ударный: разливать + .разлить, замариновывать - замариновать,
11. Наречия на -о, -еобразуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстрашно - бесстрашный, вызывающе - .вызывающий.
12. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка - пробежка, тихонько – тихо.
13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.
14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1— 4-й ступеням словообразования:
1-я ступень: каминный- камин.
2-я ступень: каменистость- каменистый – камень.
3-я ступень: покраснени [й'э] – покраснеть – краснеть - красный.
4-я ступень: неподдельность - неподдельный - поддельный - подделать - делать.
Производные слова 5—б-й ступени встречаются редко: примиренчески - примиренческий - примиренец - примирени[й'э] - примирить – мирить -
мир.
15. Иногда существуют несколько вариантов образования одного и того же слова: 1) накрахмаливаться - накрахмаливать (постфиксальный);
2) накрахмаливаться – накрахмалиться (суффиксальный).