МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Морфолого-синтаксическнй способ словообразо­вания — это образование слов путем перехода из од­ной части речи в другую, например: (хорошая) сто­ловая (имя существительное) - столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) - (по­смотреть) вокруг (наречие).

Принадлежность такого слова к той или иной час­ти речи можно определить только в контексте (сло­восочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) — пообедать в столовой (существ.), благода­ря за помощь друзей (дееприч.) — благодаря помо­щи друзей (предлог).

В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются су­ществительные. Переход разных частей речи в име­на сущ. называется субстанти­вацией (от лат. - имя сущ.): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

При лексико-синтаксическом способе (или сра­щении, слиянии) слова образуются из словосочета­ния путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший, - с ума сшедший, быстрораствори­мый - быстрорастворимый, сейчас, - сей час.

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных спосо­бом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.

При лексико-семантическом способе слово обра­зуется в результате расщепления многозначного сло­ва на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) - охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) - титан (гигант, героическая личность; че­ловек, обладающий огромными творческими способ­ностями).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Словообразовательный разбор предполагает уста­новление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом обра­зовано производное слово (т. е. слово, которое образо­валось). Например, слово лесник образовано от осно­вы слова лес суффиксальным способом: лесник лес, Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного сло­ва: лесник человек, который охраняет лес,

Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.

Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть произ­водной и непроизводной: береговой - берег. (берег — непроизводная производящая основа), карьерист­ский - карьерист, (карьерист — производная про­изводящая основа).

Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму: убежал — форма от убежать; "убежать «- бежать (пристав,).

Словообразование нужно отличать от формообра­зования. Перерисовал — это форма прошедшего вре­мени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- слу­жит для образования не нового слова, а формы сло­ва. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать - рисовать (пристав.).

При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:

1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный - заметный (не от «заметить»), расчудесный - чудесный (не от «чудеса»).

2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и пост­фикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ), приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, напри­мер, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом).

3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным спосо­бом, часть речи остается той же: некрасивый - красивый, мыться мыть, кто-то кто, вдумать­ся - думать. При этом приставка и постфикс при­соединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.

4. Если при образовании слова морфемным спо­собом изменилась часть речи, значит, в словообра­зовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный - яблоко, сни­зить - низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синь - синий (нулевая суффиксация).

5. Сущ., обозначающие лиц женско­го пола, обычно образуются от соответствующих им сущ., обозначающих лиц мужского по­ла: учительница учитель.

6. Сущ., обозначающие опредмечен­ное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень - зеленый, доброта - добрый.

7. Сущ., обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег - бежать, ожидание ] - ожидать.

8. Основа изменяемых сущ всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразова­тельный разбор слов типа отстаивание необходимо оформлять так: отстаивании [й' э] - отстаивать.

9. Сложные существительные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность - полноводный (суффиксальный спо­соб). Сложные прилагательные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный - железобетон, (суффиксальный способ).

10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обыч­но ударный: разливать + .разлить, замариновывать - замариновать,

11. Наречия на -о, -еобразуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстраш­но - бесстрашный, вызывающе - .вызывающий.

12. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка - пробежка, тихонько тихо.

13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.

14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1— 4-й ступеням словообразования:

1-я ступень: каминный- камин.

2-я ступень: каменистость- каменистый – камень.

3-я ступень: покраснени [й'э] покраснеть краснеть - красный.

4-я ступень: неподдельность - неподдельный - поддельный - подделать - делать.

Производные слова 5—б-й ступени встречаются редко: примиренчески - примиренческий - примиренец - примирени[й'э] - примирить мирить -

мир.

15. Иногда существуют несколько вариантов об­разования одного и того же слова: 1) накрахмали­ваться - накрахмаливать (постфиксальный);

2) накрахмаливаться накрахмалиться (суффик­сальный).