II. Правила орфографии, связанные с фонемно-графемным

(звуко-буквенным) и морфемным уровнями

Система правил орфографии, определяю­щая единообразную передачу на письме звучащей речи, закономерно связана с уровнями языка.

Возьмем, к примеру, правописание слов с шипящими. На практике затруд­нения бывают в написании слов ш(о,ё)пот, ш(ё,о)рох, ноч(о,ё)вка, парч(ё, о)вый, плеч(ё, о)м, дириж(ё, о)р, свеж(ё, о) или в постановке мягкого знака, ср. мыш(ь, -) и крыш(ь, -), вещ(ь, -) и тёщ(ь, -), ешь(ь, -), иш(ь, -), думаеш(-, ь), печ(ь, -) и т. п.

Попробуем выяснить, почему в написании этих слов бывают ошибки. Большинство пишущих видит в этих словах "ошибкоопасное место" - орфограмму, т.е. написание, которое требует применения определенного орфографического правила. В первом случае нужно выбрать написание ё или о, во втором - писать или не писать мягкий знак. Привычная проверка (постановка в сильную позицию) здесь не поможет. Нужны другие навыки. Какие же?

Выделив "ошибкоопасные" места, нужно применить второе собст­венно орфографическое умение - умение квалифицировать, дифференци­ровать орфограммы на уровнях типа, вида, внутри вида. Так, на уровне типа наши примеры - буквенные написания, т. е. выбираем, какую букву написать (или не писать вовсе). Буква, являясь условным символом звука, - единица первого, звуко-буквенного (фонемно-графемного) яруса.

Для определения вида орфограммы мы должны использовать единицы второго, морфемного уровня, т. е. говорить о правописании корня, приставки, суффикса, окончания. Соответственно сразу следует определить место орфограммы внутри вида, т. е. если это орфограм­ма корня, то какая именно. Определяя вид и разновидность орфограммы внутри вида, будем пользоваться "Перечнеморфограмм". Начнем с правописания гласных в корне.