Слухи во внутриорганизационной коммуникации

Одним из наиболее ярких примеров неформальной внутриорганизационной коммуникации являются слухи.

Слухи (как сообщение) – это сведения, достоверность которых не установлена.

Слухи (как коммуникация) – это разновидность неформальной коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются для создания разумной её интерпретации, сообща используя при этом свои интеллектуальные возможности.

Формальная и неформальная коммуникации в организации взаимосвязаны и дополняют друг друга. Поэтому запретить или искоренить слухи в принципе невозможно, и сама постановка такой цели абсурдна. Их стоит держать под контролем. Чтобы управлять слухами, необходимо помнить следующее правило: зона «говорения» слухов равна зоне «молчания» формальной коммуникации. Раз молчат формальные каналы, естественно генерируются слухи. Любой слух – это недоработка формальной коммуникации.

Причины возникновения слухов:

  1. Наличие у сотрудника субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо проблеме;
  2. Значимость данной темы для сотрудника;
  3. Необходимость установления контроля над угрожающими изменениями окружающей действительности. В этом плане слухи являются коллективным взаимодействием, ориентированным на решение проблем.
  4. Уровень тревожности индивида: тревожные люди чаще обсуждают и передают слухи.

Основные причины возникновения слухов описывает закон Олпорта: слух есть функция важности события, помноженная на его двусмысленность.

Особенности слухов:

  1. Однократная воспроизводимость перед данным слушающим.
  2. Слух подвергается дальнейшей циркуляции.
  3. Для слуха не требуется создание помогающих внешних условий.
  4. Относится к устной коммуникации, теряет многие свои качества в письменной форме.
  5. Только то, что интересно, может передаваться, сопротивляясь естественному затуханию.
  6. Слухи принципиально анонимны. Идентификация источника сложна и едва ли стоит затраченных усилий.

Спорный вопрос, всегда актуальный для менеджеров – стоит ли самому распространять слухи. Использовать слухи в организационном управлении можно, но предельно осторожно. Это значит, что необходимо соблюдать как минимум 3 правила:

  1. Необходимо тщательно идентифицировать сотрудников центров коммуникационных сетей. Это можно сделать с помощью наблюдения, социометрического анализа и т. д. Необходимо помнить, что в случае неверной идентификации информация просто не будет распространяться.
  2. Тщательно взвесить, зачем прибегать к данному способу коммуникации. Обычно он используется в двух случаях: когда очень важна быстрота коммуникации; или когда доверие к формальным источникам коммуникации у сотрудников подорвано. В последнем случае необходимо применять кардинальные меры по возрождению доверия, и использование слухов – лишь временная мера.
  3. Распространять можно лишь позитивные новости. Сообщать негативную информацию (об увольнениях, закрытиях и т. д.) необходимо лишь через официальные коммуникационные каналы.