Активное слушание» как способ преодоления информационной дисфункции
Смысл активного слушания как приёма коммуникации состоит в способности слушателя помочь говорящему сказать именно то, что он намеревался сказать. Скорость говорения 125 слов в минуту, скорость восприятия – 400. Это создаёт определённые трудности слушания, поскольку трудно удержаться от того, чтобы не занять «свободное пространство» в сознании во время слушания чем-то ещё.
Активное слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным.
Приёмы рефлексивного слушания, которые могут повысить взаимопонимание:
- Уточнение;
- Перефразирование (одна и та же мысль, только другими словами);
- Отражение чувств («Если я правильно понял, вас особенно волнует…», вербализировать ту эмоцию, которая есть у собеседника).
- Резюмирование («Таким образом, …»; «Значит, …»).
Вопрос 31. Формальная и неформальная коммуникация в организации, их взаимосвязь.
Формальнаякоммуникация служит для передачи сообщений, признанных в организации в качестве официальных. Эти сообщения чаще всего носят письменную форму и передаются по вертикальным каналам.
Неформальная коммуникация возникает в организации спонтанно, не контролируется руководителями и во многом порождается индивидуальными интересами. К неформальной коммуникации относятся: слухи, сплетни, светские беседы.
По сравнению с формальной, для неформальной коммуникации характерны относительно высокая скорость распространения информации и относительно высокий риск ее искажения. Формальные и неформальные каналы коммуникации в организации взаимозаменяемы и дополняют друг друга. Чем более обязательны и чем строже контролируются формальные каналы, тем интенсивней развиваются каналы неформальные.