Введение
В настоящее время в психологии, педагогике проблема изучения детско-родительского взаимодействия и его влияния на развитие личности ребенка является все более актуальной в связи с высоким темпом жизни, кризисом современной семьи, что неизбежно влияет на особенности психоэмоционального развития подростков.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностей, нравственных установок, интересов и привычек, с которыми в дальнейшем выходит в жизнь. Первые впечатления от общения в семье отличаются большой стойкостью, закладывая основы развития психики ребенка, систему его отношений к миру и другим людям [6].
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка находит свое отражение в работах А.Я. Варги, Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестова, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой, В.М. Целуйко. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение ребенком преобладающей семейной атмосферы является важным фактором его психического развития и, в частности, его способности справляться со сложными стрессовыми ситуациями в жизни – копинг-поведения.
По мере взросления ребенка, в том числе и в подростковом возрасте, ему предстоит ориентироваться в условиях неопределенности и высокого темпа современной жизни. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием формирующейся личностью стрессовой ситуации, а также со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса у подростков [1].
В данной работе нас интересуют особенности проявления копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у подростков в связи с особенностями детско-родительских отношений в семье.
Проблема изучения стресса и его влияния на жизнедеятельность человека находят свое отражения в работах таких ученых как Г. Селье, В.А. Абабков, М. Перре, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, М.В. Топчий, Т.М.Чурилова и др. Копинг-поведение личности изучали Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, Н.М. Лыкова и др.
Изучение специальной литературы по проблеме отношений подтверждается исследованиями (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.). Кроме того общение детей со взрослыми в отечественной науке такие психологи как: Г.Х . Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Н.М. Щелованова, М.И. Лисина, и другие.
Теоретические положения о психологической природе отношений, их видах и роли в развитии человека развиты в работах А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, Л.И. Умавского и др.
В ситуациях, когда интенсивность стрессовой нагрузки возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется с помощью психологических защитных механизмов, функцией которых является переработка поступающей информации и предохранение личности от сильных эмоциональных переживаний или внутреннего конфликта. Психологические защиты могут быть адаптивными, защищая человека от тревоги в сложной для него жизненной ситуации, но могут носить и дезадаптивный характер, постоянно проявляясь, искажая восприятие объективной реальности [7].
Проблема изучения психологических защитных механизмов личности находит свое отражение в работах таких зарубежных ученых как З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик.
Изучением копинг–поведения занимались многие отечественные авторы. Попытки систематизации знаний в данной области предпринимали Л.И. Анцыферова, А.М.Богомолов, Р.М. Грановская и Никольская И.М., Р. Лазарус и С. Фолкман, Е.С.Романова, А.Г. Маклаков. Свои идеи о поведении направленном на преодоление жизненных трудностей высказывали А. Бандура, Ф.Е. Василюк, Реан А.А. Описать факторы влияющие на копинг–поведение в своих работах пытались Дж. Роттер, Л.В. Виноградова, Ш. Тейлор, Я. Стерляу, А.В. Либин, Б.Д. Карвасарский.
Исследования в данной проблеме отечественных ученых, таких как, Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма показали, что активное становление копинг-стратегий приходится на подростковый возраст. Большинство защитных механизмов формируется в раннем детстве, позволяя ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в семейной атмосфере подросток приобретает базовые установки во взгляде на мир, на самого себя, на взаимоотношения с другими людьми. Важным аспектом изучения является роль обоих родителей в воспитании ребенка и, в частности, тех стилей родительского отношения к ребенку, которые преобладают в семье. От того, в какой семейной атмосфере вырастет ребенок, зависит его уверенность в себе, способность ориентироваться в мире, справляться со стрессовыми ситуациями (эффективное копинг-поведение). Копинг-стратегии, в свою очередь, определяют устойчивый способ психической адаптации подростка к окружающей действительности, влияя на его личностное самоопределение, характер межличностных отношений.
Объект- копинг-поведение в подростковом возрасте.
Предмет - копинг-стратегии подростков в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования - взаимосвязи особенностей копинг-стратегий, показателей социально-психологической адаптированности с особенностями детско-родительских отношений в семье у подростков.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязей копинг-стратегий, показателей социально-психологической адаптированности мальчиков-подростков и особенностей их детско-родительских отношений в семье.
3. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязей копинг-стратегий, показателей социально-психологической адаптированности девочек-подростков и особенностей их детско-родительских отношений в семье.
4. Разработка психолого-педагогической коррекционной программы, направленной на коррекцию копинг–поведения подростков.
Гипотезы:
1) Копинг-стратегии и показатели социально-психологической адаптированности подростков с учетом пола будут обнаруживать специфику взаимосвязей с особенностями их детско-родительских отношений в семье.
2) Относительно продуктивная копинг-стратегия у юношей и девушек будет иметь разную выраженность.
Теоретическое значение работы определяется тем, что исследование вносит определенный вклад в дополнение и систематизацию представлений о роли семьи в развитии личности подростка, о влиянии дисгармоничного стиля воспитания на формирование восприятия ребенком мира, отношений, формирование копинг-поведения.