Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:
Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
Последовательное изложение материала.
Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
Элементы беседы.
Показ приемов работы, порядка действий.
Проверка качества усвоения материала.
ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
Конспектирование.
Составление плана текста.
Тезирование.
Цитирование.
Аннотирование.
Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
Составление базовых понятий по теме, разделу.
Составление матрицы идей различных авторов.
Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно.
Педагогические требования:
Отбирать посильный для учащихся труд.
Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут.
Факторы, определяющие эффективность:
• Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное.
• Умение выделять главное в изучаемом материале.
• Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы.
«–»:
Малоэкономичен, большие затраты времени.
Не учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.
II.Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Цель:
Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.
Развитие наблюдательности.
Изучение конкретных свойств предметов.
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
• Естественная
(гербарий, минеральные камни).
• Рисунковая.
• Объемная.
• Звуковая (аудиозаписи).
• Графическая.
1. НАБЛЮДЕНИЕ:
• Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
• Наблюдение в классе.
Задачи: