I.Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

«+»

­ Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.

­ Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками. «–»

­ Факты и представления даются в готовом виде.

­ Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.

­ Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.

РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

Ведущая функция – обучающая.

Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

Педагогические требования:

­ Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:

С целью изложения нового материала.

С целью обобщения.

С целью закрепления материала.

С целью подготовки к восприятию материала.

­ Содержать только достоверные и научно проверенные факты.

­ Быть эмоциональнее.

­ Иметь четкую логику изложений.

­ Излагаться простым и доступным языком.

­ Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.

­ Занимать 10-15 минут.

­ Необходимо учитывать структуру:

Начало.

Развитие событий.

Кульминационный момент.

Финальная часть.

­ Широкое использование наглядности.

БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

Ведущая функция – побуждающая.

Педагогические требования:

­ Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

­ В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.

­ Вопросы не должны содержать ответа.

­ Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.

­ Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.

­ Не ставить длинные или двойные вопросы.

­ Не должно быть «подсказывающих» вопросов.

­ Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.

«+»:

Активизирует деятельность ученика на уроке.

Развивает память и речь.

Помогает контролировать знания учащихся.

Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.

ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.