I.Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
«+»
Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний.
Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками. «–»
Факты и представления даются в готовом виде.
Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ.
Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.
Ведущая функция – обучающая.
Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.
Педагогические требования:
Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
С целью изложения нового материала.
С целью обобщения.
С целью закрепления материала.
С целью подготовки к восприятию материала.
Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
Быть эмоциональнее.
Иметь четкую логику изложений.
Излагаться простым и доступным языком.
Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
Занимать 10-15 минут.
Необходимо учитывать структуру:
Начало.
Развитие событий.
Кульминационный момент.
Финальная часть.
Широкое использование наглядности.
БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.
Ведущая функция – побуждающая.
Педагогические требования:
Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
Вопросы не должны содержать ответа.
Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
Не ставить длинные или двойные вопросы.
Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.
«+»:
Активизирует деятельность ученика на уроке.
Развивает память и речь.
Помогает контролировать знания учащихся.
Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.