Методы обучения младших школьников и их классификация
Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования
Классификация методов по назначению(М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
• приобретение знаний; • формирование умений и навыков;• применение знаний;
• творческая деятельность; • закрепление;
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И,Я.Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены следующие методы:
• объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептивный);
• репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристическиий);• исследовательский.
. По дидактическим целямвыделяются (Г.И. Щукина, И.Т. Ого-родникова и др.) две группы методов обучения:
- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа над книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы. и т.д. методы
Приемы и средства обучения младших школьников
Метод(греч. «путь к чему-либо»)обучения, т.е. дидактический метод – совокупность путей, способов решения задач образования.
Прием – элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Средства обучения – не решают учебных задач, но обеспечивают организацию и ход учебного процесса: учебное оборудование, учебные пособия.