Методы обучения младших школьников и их классификация

Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, на­правленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования

Классификация методов по назначению(М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации высту­пают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• приобретение знаний; • формирование умений и навыков;• применение знаний;

• творческая деятельность; • закрепление;

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И,Я.Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) по­знавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены следующие методы:

• объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептив­ный);

• репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристическиий);• исследовательский.

. По дидактическим целямвыделяются (Г.И. Щукина, И.Т. Ого-родникова и др.) две группы методов обучения:

- методы, способствующие первичному усвоению учебного мате­риала;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно-развивающие мето­ды (устное изложение учителя, беседа, работа над книгой); эвристи­ческие (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, дис­пут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, коммен­тированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практи­ческие работы. и т.д. методы

 

Приемы и средства обучения младших школьников

Метод(греч. «путь к чему-либо»)обучения, т.е. дидактический метод – совокупность путей, способов решения задач образования.

Прием – элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Средства обучения – не решают учебных задач, но обеспечивают организацию и ход учебного процесса: учебное оборудование, учебные пособия.