З а д а ч а 5.2

Имеются следующие данные о реализации мебели населению коммерческим магазином «Елена» за два полугодия отчетного года, тыс. руб.:

Т о в а р ы Полугодие Изменение цен, %
I II
Диваны Кресла Кухонные гарнитуры 1 700 1 760 -5 - +30

Проведите факторный анализ динамики реализации товаров, используя индексный метод. Решение оформите в таблице, напишите выводы, выполните проверочные расчеты.

Р е ш е н и е.

По условию данной задачи две стоимостные характеристики уже известны – базисная для первого полугодия (p0g0) и отчетная реализация для второго полугодия (p1g1). Сопоставимая продажа в ценах прошлого года в данном случае считается в виде отношения отчетной стоимости к индивидуальному индексу цен по каждому товару, т.е. p1g1 : ip. Это характерно для гармонической системы индексов (для агрегатной было p0g1). Стоит вопрос: как считать индивидуальный индекс цен? В общем виде он определяется делением уровня цен отчетного периода к базисному уровню (ip = pi : p0). Если дано изменение цен в процентах, то нужно уметь переводить ее в индексную форму. По условию задачи это происходит следующим образом:

1) цена снизилась на 5 %, индивидуальный индекс равен 0,950

(100-5):100;

2) цена не изменилась, индивидуальный индекс равен 1,000

(100:100);

3) цена выросла на 30 %, индивидуальный индекс равен 1,300

(100+30):100.

По приведенным рассуждениям видно, что для оформления задачи потребуется в аналитическую таблицу добавить две колонки:

1) нахождение индивидуальных индексов (ip);

2) расчет сопоставимой продажи (p1g1 : ip).

 

Результаты расчетов занесены в табл. 5.2.