Африканский рынок и т.д.
-по специализации: товарные и рынки услуг (транспортных, туристических, консультационных);
- по объемам сделок: розничные и оптовые;
- по номенклатуре: фондовые ; валютные; рынки капиталов; рынки ссудных капиталов; фьючерские рынки;; рынки рабочей силы; рынки патентов, лицензий, авторских прав, ноу-хау; рынки вооружений и военной техники; рынки металлов, зерна, нефти, газа;
- по значимости: сильно влияющие на международную экономику (валютный рынок, нефтяной рынок); слабо влияющие на международн. экономику (рынок зерна или с/х продукции);
- по форме организации: биржевые и внебиржевые
- по степени монополизации: монополизированные и немонополизированные
- по официальности официальные; неофициальные (серый рынок, черный рынок).
-
7. Международная конкуренция в системе мирового рынка и ее формы.
Межд. К-я– борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и др. выгод в масштабах мирового рынка.
МР характеризуется обострением межд. кон-ции, меняются факторы, ее определяющие, начинает доминировать неценовая конкуренция. Обостряется конкуренция в новых сферах (реклама, информационный рынок). Выделяют два вида факторов международной конкуренции: «жесткие» и «мягкие» факторы.
«Жесткие» факторы конкурентной борьбы (15%):объем ВВП;объемпромыш. пр-ва;объем капитальных вложений;структурапр-ва;пр-ностьтруда;снижение издержек пр-ва;капитало-, фондо-, материалоемкость пр-ва.
«Мягкие» факторы конкур.борьбы (85%):-объем НИОКР;уровень образования и культуры;квалификация раб. силы;объемнововведений;уровень и качество менеджмента;качествопродукции;финн. система;налоговаясистема;участие государства в экономике;банковскаясистема;соц.-полит. ситуация в гос-ве;
Конкурентоспособностьрассм. на нескольких уровнях: товаров, производителей, отраслей, страны. Между всеми уровнями существует тесная взаимосвязь, т.к. страновая и отраслевая конку-сть в конечном итоге зависят от способности конкр. производителей выпускать кон-ные товары.
Индекс кон-ности для каждой из стран рассчитывается как средне взвешенное от восьми субиндексов, представляющих 8 основных факторов: гос. регулирование, внешнеэк. связи, научно-тех. потенциал, институциональная среда, кредитно-фин. система, инфраструктура, труд.ресурсы. Индексы конкурентоспособности России 2007- 41