Договор коммерческой концессии как правовое средство продвижения товаров на рынке.

В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии,когда одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию (например, ноу-хау), а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д., за исключением наименования места происхождения товара, так как в этом случае важна привязка производства товаров к определенной местности (например, «Гжель», «Палех»), где хранятся секреты и традиции.

Договор коммерческой концессии– консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий, комплексный (содержит нормы о правах пользования объектами исключительных прав как подлежащих регистрации в патентном ведомстве (например, товарный знак), так и не подлежащих регистрации (например, коммерческое обозначение), а также нормы о совместной деятельности). Стороны этого договора – правообладатель и пользователь – индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Существенным условием договоракоммерческой концессии, кроме предмета, является объем использования предмета коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии подлежит регистрации органом юстиции по месту нахождения правообладателя или пользователя. В отношении третьих лиц договор коммерческой концессии считается вступившим в силу с момента его регистрации.

Если объект договора коммерческой концессии подлежит охране в соответствии с патентным законодательством, договор коммерческой концессии, помимо регистрации в органах юстиции, должен быть зарегистрирован также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков – Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Несоблюдение этого требования влечет ничтожность договора коммерческой концессии в целом или в части этого объекта.