Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль Аристофана.

Комедия развивалась вместе с трагедией, носила политич. хар-ер и, чтобы её не могли видеть гости Афин, игралась на сельских Дионисиях.

Периодизация:

1. древняя (староаттическая) – вторая полов. 5 в.

2. средняя (среднеаттическая) – середина 4 в.

3. новая (новоаттическая) – конец 4-2 в.

Содержание древнегреч. комедии:

- обществ.-политич. характер (внутр. и внешн. политика Афин)

- выведения историч. персонажей в карикатурном виде;

- фантасмагорическое разрешение конфликта

Аристофан(~450-390) родился в деме Кидафине, биографич. данных почти нет. Из 3 сыновей Аристофана, 2 тоже писали комедии. Приписывают ~44 комедии, дошло 11. Начал писать очень молодым.

Этапы деятельности:

1. 425-421 г. «Ахорняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир». Первые 10 лет Пелопон. войны со Спартой успешны для Афин→ прославл. политиков.

2. 414-405 г. «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата». Период военных неудач. Отход от темы политики, литературная тематика, пародии на трагедии и высмеивание Еврипида.

3. 390-388 г. «Женщины в народном собрании», «Плутас». Переход от политики к бытовой и жизненной тематике. Рассуждения о спокойной жизни. Переход к средней комедии. Серьёзные проблемы решаются буффонадным способом.

Главная черта комедий – пародия. 3 типа пародии на трагедию:

1. Цитата из трагедии вкладывается в уста проходимца или обманщика

2. Создание фразы, пародирующей пафос трагедии. Произносится, например, Еврипидом ("Раз нынче терпим неудачу, счастливы наверно будем, действуя навыворот".)

3. Герой комедии выводится в ситуации, сходной с трагич. сюжетом.

Тематика:

- возвеличивание прошлого и неприятие современности (иносказание в сравнении старых и новых монет в парабасе «Лягушек»):

- риторика=неуважение (спор Стрипсиада с сыном во агоне 2 в «Облаках»)

- софистика (образ Сократа и его школа мыслильня, облака в «Облаках»)

- система воспитания (агон 1 в «Облаках»)

- противопост. города и деревни в пользу деревни. В городе живут обманщики и бездельники, а в деревни земледельцы (пролог в «Облаках»)

- вопрос о творческий принципах (парабаса «Облаков»)

- выступает против отдельных проявл. демократии (образ доверч. народа)

- пацифизм («Лисистрата»)

- 3 женские комедии («Лисистрата», «Женщ. в народн. собрании», «Женщины на празднике Фесмофорий» с персонажами Софокла и Еврипида)

Задача № 1 всех трагич. поэтов и драмат. – учить и наставлять на путь истинный афинскую молодежь. Себя называл «очистителем от бед».

Язык Аристофана – живой, яркий, обильные каламбуры, пародии стилей, искажение слов и понятий, скороговорки. Образец аттической речи. В хоре – подражание животным (лягушки, осы, птицы).

Структура:

1) Пролог. Завязка конфликта главн. героя с противником. Фарсовый хар-ер

2) Парод. Вступительная песнь хора (24 чел., раздел. на 2 полухория).

«Облака»: хор из 24 женщин облаков

«Лягушки»: хор из 24 мистов

«Лисистрата»: хор женщин, хор стариков

3) Агон. Главная часть. Развитие и наивысшая точка конфликта. Герой одерживает моральн. победу в словесн. споре.

«Облака»: агон 1 – спор Правды и Кривды (вопрос уважения к старикам, системы ценностей, старое (+) и новое (-))

агон 2 – Фидиппид бьёт отца и доказывает, что это справедливо

«Лягушки»: спор Еврипида и Эсхила в Аиде (вопросы сюжета, стиля, участия хора, костюмов, музыки, речи); кто победил, решается на весах

«Лисистрата»: спор Лисистраты с советником о сущности войны

4) Эписодии.Появл. новых персонажей, которые хотят отнять у героя его привилегии и достижения. Герой оказывает физич. сопротивление.

5) Эксод.Герой побеждает и отправляется на пир с флейтистками.

6) Парабаса. Песнь хора, не связанная с сюжетом. Хор снимал маски, актеры покидали сцену. Обращение автора к зрителям.

«Облака»: корифей от имени автора обращ. к залу в защиту своих комедий (нет драк, собственные шутки, нет подражаний); наставления гражданам

«Лягушки»: советы по политич устройству города, иносказание в сравнении старых и новых монет

«Лисистрата»: песни со стороны хора стариков и хора женщин
25. Философская проза: литературная теория Аристотеля.

Аристотель (384-322гг.) – сын придворного врача македонского царя Аминта 2. В юности занимался медициной и естественными науками. В 367-366гг. переселился в Афины и стал учеником Платона. Позже был приглашен Филиппом воспитателем к Александру. Сделал в Афинах свою школу «Ликея» (при храме Аполлона Ликейского). Уехал из-за народного восстания после смерти Александра. Умер в Халкиде на острове Эвбея.

Сочинения: «эсотерические» – спец. научные исследования для его учеников, «эксотеричнеские» – для широких кругов. Известно до тысячи его книг, дошли 47 (напр.: «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Физика», «О душе», «Этика Никомахова»).