ВОПРОС 26. буддийский период. Государство Маурьев

БУДДИЗМ, одна из мировых религий, зародилась в Индии в 5—4 вв. до н. э. Основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда).

Основа учения раннего буддизма — т. н. четыре благородные истины: существуют страдание, причина страдания, возможность от него освободиться и путь, который приводит к освобождению от страдания. Источник страдания — невежество, или неверное представление о мире; путь освобождения — следование учению Будды.

В буддизме все явления психического и материального мира рассматриваются как непостоянные: их пронизывают т. н. дхармо-частицы, находящиеся в непрерывном движении, словно поток. Для буддизма характерно отрицание существования души или собственного «Я». Человеческая личность сравнивается с пламенем светильника, которое непрерывно вспыхивает и угасает, создавая лишь видимость развития.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных индийским обществом. В отличие от брахманизма и идуизма, сословно-кастовая и этническая принадлежность человека не считались существенной. Главным в достижении просветления признавалось духовное и нравственное самосовершенствование.

Многочисленные формы буддизма можно подразделить на 3 основных направления: хинаяну («малую колесницу»), махаяну («большую колесницу») и ваджраяну («алмазную колесницу»). Они не различаются в основных принципах и имеют общие корни, но развивают различные аспекты буддизма.

Хинаяна оформилось к 1 в. до н. э. и во 2—3 вв. н. э. насчитывала более 18 школ. Главное её отличие — утверждение, что на пути к просветлению невозможно оказать помощь другим существам или же от кого-либо её получить. Необходимым условием для самосовершенствования считается пострижение в монахи. Достигших освобождения своими силами и только для себя называют архатами. Достижение состояния архата и освобождение от круговорота рождений и смертей — высшая цель хинаяны.

Канон махаяны создавался в 1 в. до н. э. — 9—10 вв. н. э. Учение махаяны имеет более универсальный характер: состояния будды могут достичь не только монахи, но и миряне, а теоретически и все живые существа. Центральное место в махаяне занимает образ бодхисатвы. Он достигает просветления, но, в отличие от архата, продолжает перерождаться в сансаре из-за великого сострадания, чтобы помочь всем существам также получить освобождение.
Ваджраяна возникла в сер. 1 тыс. н. э. Её учение почти идентично махаяне, однако упор в нём делается на достижении состояния будды за одну человеческую жизнь. Поэтому наряду с методами махаяны широко используются различные йогические практики.

В Индии буддизм пережил несколько эпох расцвета, особым покровительством пользовался при Ашоке (268—232 гг. до н. э.). Результатом миссионерской деятельности этого правителя стало распространение буддизма в соседних странах, в т. ч. на Шри-Ланке; при нём сооружены первые памятники буддийского зодчества. Буддизм был широко распространён при Кушанах на севере и Сатаваханах на юге Индостана (2—3 вв.), при Гуптах (5 в.), Харше (7 в.) и Палах (8—11 вв).

К кон. 1 тыс. он утрачивает свои позиции в Индии, но становится популярным в Средней и Юго-Восточной Азии, проникает в Китай, через него в Корею и Японию, во Вьетнам, позже в Непал, Бутан, Тибет, Монголию, Центральную Азию.

В современной Индии буддизм существует гл. обр. в тибетском варианте (см. ст. Ламаизм). После потери Тибетом независимости его духовный глава (Далай-Лама XIV) находится здесь с сотнями тысяч беженцев. Ныне существует множество школ и направлений махаяны и ваджраяны. В Южной Азии широко распространена одна школа хинаяны — тхеравада (учение старейшин).

Маурьев империя, государство в Индии (ок. 317—180 гг. до н. э.), возникшее на основе царства Магадха (юг современного штата Бихар).

Правившую там династию Нандов сверг Чандрагупта из династии Маурьев (правил в 317—293 гг. до н. э.).

Его воцарение сопровождалось войнами против оставленных в Индии Александром Македонским наместников. Война Чандрагупты с Селевком I Никатором (основателем династии и государства Селевкидов) закойчилась почётным для индийского царя миром (305 г. до н. э.). Его наследник и сын Биндусара (правил в 293—268 гг. до н. э.) в борьбе за сохранение империи подавил восстания в ряде городов, поддерживал дипломатические отношения с империей Селевкидов и эллинистическим Египтом.

Расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты и сыне Биндусары Агиоке. Император сосредоточил в своих руках законодательную власть, управление армией, налоговой и судебной системой. Важную роль играли два государственных совета — паришад (включал высших сановников, министров и родственников царя) и сабха (включал, помимо членов паришада, богатых купцов, духовных лиц, представителей сельских общин).

Основная масса населения — крестьяне были лично свободными землевладельцами-налогоплательщиками. Рабов использовали в качестве домашних слуг знати и в царских поместьях. Территория империи делилась на земли под непосредственным управлением императора и не провинции, находившиеся в разной степени зависимости от центра и разбитые на районы и округа. Влияние центральной власти распространялось в основном на императорский домен.

Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь подвластных территорий: не вводило единые для всех законы, не покушалось на власть местной верхушки. Это способствовало его ослаблению, и после Ашоки начался распад империи. Он завершился к 180 г. до н. э. убийством последнего императора (Брихадратхи) его военачальником.