В период проведения предвыборной агитации кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов имеют следующие гарантии:

1) кандидат в Президенты Республики Беларусь может иметь до 30 доверенных лиц, кандидаты в депутаты Палаты представителей – до 15, кандидаты в депутаты местных Советов – до 5 доверенных лиц;

2) право на выступление с программой своей будущей деятельности;

3) право на освобождение от производственных и служебных обязанностей без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях;

4) право выступать на предвыборных собрания, в печати, по радио, а кандидаты в Президенты и депутаты в Палаты представителей – по государственному телевидению;

5) право на получение от государственных органов, предприятий, учреждений необходимой информации для подготовки своих выступлений.

(что-то)Предвыборная агитация: законные формы и методы. +

Эта стадия включает в себя проведение свободного обсуждения предвыборных программ кандидатов.

Предвыборная агитация – деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий и других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществляющих сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Лицам, проводящим агитационную компанию предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов, их политических, деловых и личных качеств на митингах, собраниях, в средствах массовой информации. Субъектами, а равно как и право на проведение предвыборной агитации являются сами кандидаты, их доверенные лица, выдвинувшие их инициативные группы, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы и граждане Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы совместно с избирательными комиссиями обязаны создавать условия для проведения встреч кандидатов в Президенты (в депутаты) с избирателями.

С момента регистрации кандидаты в Президенты Республики Беларусь, а также кандидаты в депутаты имеют право на изготовление предвыборных плакатов, заявлений, надписей, листков, фотоматериалов.

Прямой запрет на участие в агитации установлен относительно иностранных граждан. Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь и заканчивается в полночь накануне дня голосования. Агитация в день голосования не допускается. Предвыборная агитация позволяет всем кандидатам равное право пользоваться средствами массовой информации, изготовлением и размещением агитационных печатных материалов. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях или лицах, ответственных за выпуск и тиражирование. Распространение анонимных печатных материалов запрещено.

При проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей соответствующая избирательная комиссия изготавливает общие плакаты с библиографическими данными кандидатов для размещения на участков для голосования и в других установленных местах.

Финансирование избирательной компании. Избирательным кодексом предусмотрено бюджетное финансирование выборов. Однако расходы по подготовке и проведению выборов могут осуществляться также за счёт средств общественных объединений или организаций. Не допускается зачисление на внебюджетный счёт бюджетных средств, сумм, полученных от иностранных государств, иностранных и международных организаций или иностранных граждан, а также анонимные пожертвования.

49. Порядок голосования и подведения итогов выборов. +

Голосование на выборах в Республики Беларусь проводится в календарный выходной день с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 дней до выборов. Избиратель, у которого не будет возможности находиться по месту жительства в день голосования, вправе без официального подтверждения причин не ранее чем за 5 дней до выборов проголосовать досрочно.

Голосование проводится в специально отведённых помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины для тайного голосования, определены места для выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несёт участковая избирательная комиссия.

Каждый избиратель голосует лично и тайно. Голосование за других лиц не допускается. Бюллетень для голосования выдаётся избирателю, участнику референдума под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать на выборах, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине для тайного голосования. Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было. В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к членам участковой комиссии, выдававшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного.

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут в день выборов прийти в помещение для голосования.

Избирательным кодексом Республики Беларусь предусмотрено досрочное голосование за пять дней до выборов. Причиной этого служит отсутствие возможности избирателя находиться по месту своего жительства. При этом не требуется официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов.

Подсчёт голосов. Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Подсчёт голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

Результаты подсчёта голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносится в протокол. Кроме иных данных, в протоколе указывается число недействительных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней. При проведении выборов депутатов местных Советов протокол составляется отдельно по каждому избирательному округу. Протокол подписывается избирателем, заместителем председателя, секретарём и членами комиссии. Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

При выборах Президента Республики Беларусь применяется мажоритарная система абсолютного большинства голосов избирателей. Если никто из кандидатов не собирает этого большинства, через две недели проводится второй тур, в котором участвуют двое кандидатов – те, которые получили в первом туре наибольшее по сравнению количество голосов. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесённых в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Территориальная, окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов, или при подсчёте голосов, или при определении результатов выборов были допущены нарушения требований Избирательного кодекса, повлиявшие на итоги выборов или не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесённых в списки.