Вольная русская пресса 19 века за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» А. И. Герцена.

Русская пресса за рубежом всегда отличалась стремлением не только рассказать европейцем о русской жизни, но и привлечь русских к активным действиям, была более свободна, чем в России, а значит и более оппозиционна. Герцен – один из видных деятелей вольной русской прессы.

Мысль о бесцензурном русскоязычном издании за границей возникает у Герцена в 1849 году, в связи с разочарованием в революционных событиях в Европе – цикл статей, изданных в Лондоне под названием «Письма с того берега» – и обращению надежд на Россию – теория утопического социализма. В первое время пребывания за границей он знакомит западноевропейское общество с положением в крепостной России, взглядами русских борцов против самодержавия и в этом видит свою революционную задачу – статьи и брошюры «Россия», «Русский народ и социализм»,, книга «О развитии революционных идей в России» и др. Однако подобная деятельность не удовлетворяла Герцена, который хотел активнее влиять на ситуацию в России, способствовать пробуждению революционной активности в других. В 1853 он на свои средства организовывает Вольную русскую типографию в Лондоне. В листовках он призывал поддержать вольную типографию и даже уговаривал соотечественников воспользоваться его печатным станком, просил присылать нелегально распространяемые в России произведения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева.

Поражение в крымской войне и смерть Николая I вызвали оживление в общественной жизни России, вновь заговорили об отмене крепостного права. Герцен решает издавать периодический орган “Полярная звезда” (1855-1861) Этим названием он хотел подчеркнуть свою преемственность с альманахом декабристов. Здесь впервые были опубликованы важные политические статьи, запрещенные стихотворения «Вольность» и «Деревня» Пушкина, «На смерть поэта» Лермонтова, стихи Огарева, главы «Былого и дум», даже «Письмо к императору Александру II» с требованием как минимум свободы слова и освобождения крестьян с землей, готовность пойти на компромисс с царем. Ко второму номеру были укреплены связи с Россией, многие, в том числе Добролюбов и Чернышевский, читали журнал в России.

Весной 1856 в Лондон прибыл Огарев, который не только принял активное участие в издании журнала, но и предложил создать орган, который выходил бы чаще. Герцен с восторгом поддержал эту идею, и появилась газета «Колокол» (1857-1868), выходившая в 1857-1861 годах как приложение к «Полярной звезде», с эпиграфом из Шиллера: “Vivo voco!” (“Зову живых!”). Направление провозглашалось таким же, как в «Полярной Звезде» - борьба “воли против насилия”, “разума против предрассудков”, “науки против изуверства”. Самой неотложной мерой провозглашалось освобождение “слова от цензуры”, “крестьян от помещиков”, “податного сословия от побоев”. Кроме авторских статей Герцена и Огарева, печатались злободневные сообщения из России с комментариями, изредка - стихотворения, в частности некрасовские “Размышления у парадного подъезда”. Периодические обращения с увещеваниями к царю привели к конфликту с новым поколением русских демократов-радикалов, которые группировались вокруг Чернышевского и Добролюбова.

Недовольный крестьянской реформой «Колокол» с 1861 года дает информацию о многочисленных выступлениях, печатает поименный список всех убитых крестьянах, обращаясь прямо к народу, печатает ряд статей – «Что нужно народу?», «Что надо делать войску?». Герцен и Огарев дают практические советы революционерам, обращаются к студенчеству, приветствуют создание в России революционной организации «Земля и воля», прибавив в 1865 году слова «земля и воля» к эпиграфу журнала.Поддерживает польское восстание 1863, призывая русских не участия в подавлении – В. Гюго по просьбе Герцена пишет в «Колокол» воззвание к русским: «перед вами в Польше не неприятель, а пример».

С конца 1863 года происходит спад революционного движения в России и падает популярность «Колокола», выходившего последний 1868 год на французском. Традиции «Колокола» были продолжены в бесцензурной нелегальной печати народников в 1870-е годы и в советской революционной печати.

3. Античные ораторы и развитие европейской публицистики. Аристотель – автор «Риторики», теоретик ораторского искусства.

Риторика, как особый вид словесной деятельности, возникла в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры. Он развился при архонте Драконте в 621 г. до н.э., после записи первых законов и создании Солоном суда присяжных. Публичное слово обрело неведомую доселе роль.В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, и государственные дела, но и дела, непредусмотренные законом. Чтобы защитить в таких делах свое право, нужно было владеть публичным словом, ставшим частью государственной системы.

Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии. В это время два сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного. Горгий и Фрасимах не только продолжили дело Корака и Тисия, составив новый свод образцовых речей и новое руководство, но и существенным образом изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность.

Наиболее выдающимися античными ораторами были Лисий, Исократ, Димосфен и, конечно, Аристотель. Лисий сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Ему свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство обрисовки характера – из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут. Исократ создал нормативную греческую прозу.В его время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум и может быть раздавлен государством.Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее, пишет открытые письма, обличения. Демосфен в своих «Филиппиках»обличал всевластие Македонского властью слова. Он знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам, умея увлечь аудиторию своим душевным волнением, откровенностью, включая в свои речи о политике народный язык. Аристотель расширил понятие риторики. В своей «Риторике» он пишет, что она имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях, она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно. Аристотель хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается технической стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи о ее построении.

Приемы, которые легли в основу ораторского искусства этих древнегреческих деятелей, будут использоваться и в дальнейшем развитии европейской риторики и журналистики. Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств и сейчас применяются журналистами, ведь современная журналистика – это полемика и риторика.