Повторить опыт при двух других значениях емкости конденсатора.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ АКТИВНЫХ
И РЕАКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕПИ
СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА
Цель работы
Изучение пассивных двухполюсников, содержащих соединенные параллельно активные и реактивные (индуктивный, емкостный) элементы в различных сочетаниях.
Построение векторных диаграмм токов и топографических диаграмм напряжений цепей указанного топа.
Опытное определение параметров пассивных двухполюсников.
Построение треугольников проводимостей, сопротивлений, мощностей.
Изучение вопроса о повышении коэффициента мощности потребителей путем включения компенсирующих устройств.
Изучение явления резонанса токов в параллельном колебательном контуре.
Рабочее задание
1. Ознакомиться с используемым в лабораторной работе оборудованием и приборами.
2. Исследовать параллельное соединение резистора и конденсатора.
3. Исследовать параллельное соединение резистора и катушки индуктивности.
4. Провести повышение коэффициента мощности электрической цепи.
5. Исследовать резонанс токов.
6. Построить топографическую диаграмму разветвленной электрической цепи.
Методические указания
К пункту 1 рабочего задания
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ
Источником питания служит регулируемый источник синусоидального напряжения.
Элементами, входящими в исследуемые пассивные двухполюсники, являются резисторы, конденсаторы и катушки индуктивности.
Для измерения используются мультиметры и виртуальные приборы измерения (см. раздел 9).
К пункту 2 рабочего задания
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ РЕЗИСТОРА И КОНДЕНСАТОРА
Собрать схему (рис. 3.1).
Установить величину и частоту напряжения в соответствии с заданным вариантом (номер варианта соответствует номеру бригады см. табл. 3.1).
Таблица 3.1. Варианты задания напряжения
№ варианта | ||||||||
U, | В | |||||||
f, | Гц |
Установить резистор и конденсатор с заданными сопротивлением и емкостью в диапазоне R=200…470 Ом и C= =0,47…1,22 мкФ.
Снять показания приборов, занести в табл. 3.2. Угол сдвига между напряжением и током измерить с использованием виртуального фазометра.
Повторить опыт при двух других значениях емкости конденсатора.
Таблица 3.2. Результаты измерений к п. 2 задания
Номер опыта | C, мкФ | R, Ом | U, | I, | IG, | IC, | P, | φ, град. |
В | А | А | А | Вт | ||||
Построить векторную диаграмму токов и напряжений для каждого из опытов (на одной комплексной плоскости). Обратить внимание на изменение сдвига фаз между током и напряжением при изменении емкости конденсатора.
Для одного из режимов измерить с помощью виртуальных приборов, а также рассчитать коэффициент мощности cosφ цепи, реактивную Q и полную S мощности, активную G, реактивную Bс и полную Y проводимости исследуемого двухполюсника, построить треугольники проводимостей и мощностей. Записать в комплексной форме проводимость и мощность двухполюсника. Полученные данные занести в табл. 3.3 и сравнить их.
Векторная диаграмма для одного из опытов параллельного соединения резистора и конденсатора представлена на рис. 3.2.
Таблица 3.3.Результаты измерений и расчета
Параметр | cos φ | Q, ВАр | S, ВА | G, См | Bс, См | Y, См |
Измерение | ||||||
Расчет |
Рис.3.2. Векторная диаграмма и треугольники мощностей и проводимостей для RC цепи
При расчете использовать следующие формулы:
– коэффициент мощности цепи;
– активная мощность;
– реактивная мощность;
– комплекс полной мощности;
Активную, реактивную и полную проводимость рассчитываем по выражениям:
.
Комплексная проводимость электрической цепи
.
Треугольники мощностей и проводимостей представлены на рис. 3.2.
Определить входное сопротивление двухполюсника при его последовательной схеме замещения (активное, реактивное, полное). Записать входное сопротивление в комплексной форме. Указанные величины рассчитываются по формулам:
,
где .
Убедитесь в правильности соотношений
.