Понятие выручки от реализации продукции. Источники ее образования. Сопоставление выручки и затрат

 

Выручка представляет сумму реализации товаров (услуг) по продажной цене.

При расчете между предприятиями разница во времени между отгрузкой (получением товара или услуги) и их оплатой может составлять значительное время. Как правило, выручка от реализации товара или услуги фиксируется в момент отгрузки, независимо от состояния оплаты (предоплаты).

Выручка за отчетный период (квартал или год) отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма №2). В форме № 2 приводится выручка без НДС и акцизов, включаемых в цену товара. Для подсчета суммы выручки без НДС необходимо общую сумму к оплате по выставленным в адрес покупателей счетам-фактурам уменьшить на величину НДС:


Выручка без НДС = Сумма к оплате – (Сумма к оплате*18/118)

 

Выручка может приниматься к учету двумя методами: по отгрузке и по оплате.

Метод по отгрузке (метод начисления) подразумевает, что выручка фиксируется в момент отгрузки товаров, услуг, независимо от состояния оплаты за них. То есть выручка принимается к учету на основе выписанных счетов-фактур.

При использовании метода «по оплате» (кассового метода) выручка предприятия фиксируется в момент оплаты товаров, работ или услуг. Данный метод используется в небольших предприятиях, где ведется в основном наличный расчет и дата отгрузки товара или услуги совпадает с датой их оплаты.

Источники образования выручки.

1. Обычные виды деятельности - являются основным источником выручки – это выручка от продажи товаров или оказания услуг по тем видам деятельности, которые указаны в Уставе предприятия.

2. Прочие виды деятельности – соответственно, прочие доходы. К ним относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, полученные не от реализации товаров и услуг:

а) внереализационные доходы:

- суммы возмещения ущерба, полученные от виновной стороны;

- суммы кредиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности (3 года) и учтенные как доход организации;

- положительные курсовые разницы по ценным бумагам или иностранным валютам.

б) операционные доходы:

- доходы от предоставления в аренду основных средств;

- доходы от продажи основных средств;

- стоимость материалов (утиль), оприходованных после демонтажа списанных объектов основных средств;

- проценты, полученные организацией от заемщиков по предоставленным им кредитам и займам.

Сопоставление выручки и затрат выражается показателем рентабельности продукции.

 

Рп. = (ВР – С) / С *100 %

 

где Рп. – рентабельность продукции, %;

ВР – выручка от реализации, руб.;

С – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Разница ВР – С представляет собой валовую прибыль. Рентабельность продукции показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на 1 руб. затрат, т.е. насколько эффективно ценообразование на продукцию.

 

54. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли

 

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами производство и сбыт этих товаров и услуг в денежном выражении.

По своему экономическому содержанию прибыль представляет собой финансовый результат деятельности коммерческого предприятия, цель его функционирования, а также является компенсацией за предпринимательские риски. Прибыль служит главным источником собственных средств предприятия, за счет прибыли происходит финансирование капитальных вложений, расширение производства, премирование работников, выплаты доходов участникам предприятия.

Функции прибыли

1. Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной деятельности. На основе прибыли могут быть рассчитаны относительные показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия – это показатели рентабельности, представляющие собой соотношение прибыли и себестоимости (рентабельность продукции), соотношение прибыли и стоимости имущества (рентабельность активов), соотношение прибыли и собственного капитала (рентабельность собственного капитала). Таким образом, прибыль – это мера эффективности производства.

2. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным стимулом предпринимательской активности. Задача увеличения прибыли ускоряет технический прогресс, способствует поиску резервов снижения себестоимости, способствует более эффективному использованию ресурсов.

3. Обеспечивающая функция - прибыль обеспечивает принцип самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и ее планирование). Чистая прибыль – это собственный источник финансирования, который может быть направлен на определённые цели.

Виды прибыли представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и показывают последовательность формирования чистой прибыли. Существуют следующие виды прибыли:

1. Валовая прибыль (ВП) представляет собой выручку от реализации товаров и услуг (ВР) за вычетом себестоимости реализованных товаров и услуг (С).

 

ВП = ВР – С

 

2. Прибыль от реализации (ПР), или прибыль от продаж, представляет собой валовую прибыль за вычетом коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР).

 

ПР = ВП – КР – УР

Если согласно учетной политике предприятия коммерческие и управленческие расходы включены в состав полной себестоимости, прибыль от реализации равна валовой прибыли: ПР = ВП.

Если по выбранной учетной политике предприятие использует усеченную себестоимость (без управленческих и коммерческих расходов), то прибыль от реализации будет меньше валовой прибыли на их величину.

3. Налогооблагаемая прибыль (НОП) определяется прибавлением к прибыли от реализации прочих доходов (Дпр.) и вычитанием из нее прочих расходов (Рпр.).

 

НОП = ПР + Дпр. – Рпр.

 

К прочим доходам Дпр. относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, полученные не от реализации товаров и услуг:

а) внереализационные доходы:

- суммы возмещения ущерба, полученные от виновной стороны;

- суммы кредиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности (3 года) и учтенные как доход организации;

- положительные курсовые разницы по ценным бумагам или иностранным валютам.

б) операционные доходы:

- доходы от предоставления в аренду основных средств;

- доходы от продажи основных средств;

- стоимость материалов (утиль), оприходованных после демонтажа списанных объектов основных средств;

- проценты, полученные организацией от заемщиков по предоставленным им кредитам и займам.

К прочим расходам Рпр. относятся расходы, не связанные с выпуском товаров или оказанием услуг:

а) внереализационные расходы:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков другим организациям или физическим лицам;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (списанная в убыток безнадежная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности – 3 года с момента возникновения);

- отрицательные курсовые разницы по валютам или ценным бумагам на балансе предприятия;

- суммы уценки активов (при переоценке);

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;

- чрезвычайные расходы - последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).

б) операционные расходы –

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (в аренду, лизинг) активов организации;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и списанием основных средств (затраты на демонтаж, на поиск покупателей, продажу или утилизацию этих объектов);

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, например, консультационных или информационных услуг.

Если НОП принимает положительное значение, предприятие работает с прибылью, если отрицательное – предприятие убыточно. Тогда вместо чистой прибыли в отчетности указывают отрицательную сумму, называемую «непокрытый убыток».

4. Чистая прибыль отчетного периода (ЧП) определяется как разность между налогооблагаемой прибылью (НОП) и рассчитанным налогом на прибыль (НП). Налог на прибыль удерживается по основной ставке 20 %.

ЧП = НОП - НП

 

Чистая прибыль может распределяться между участниками (акционерами) пропорционально их вкладам (числу акций), либо инвестироваться в производство.

Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты - прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки - это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.

Формирование, распределение и использование прибыли.

Чистая прибыль — часть налогооблагаемой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется по его усмотрению по следующим возможным направлениям:

1. Создание резервного капитала. Резервный капитал - это размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций. Резервный капитал формируется отчислениями из чистой прибыли в размере не менее 5 % до достижения предельного размера. Размер резервного капитала имеет предел - 15% уставного капитала.

2. Создание фонда накопления, средства которого направляются на производственное развитие предприятия (финансирование строительства и обновления основных фондов, перевооружения, реконструкции, освоения новой техники и технологии).

3. Создание фонда потребления, который является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива. В этом фонде можно выделять:

а) фонд материального поощрения – для выплаты премий, оплаты дополнительных отпусков;

б) фонд развития персонала - для обеспечения социального и профессионального развития персонала предприятия;

в) фонд социальной защиты (оплата путевок на отдых, для детей, питания).

Отличительная особенность фонда потребления заключается в том, что мероприятия, финансируемые из него, не приводят к образованию нового имущества предприятия, т.е. носят поощрительный, компенсационный характер.

В акционерном обществе могут быть образованы в добровольном порядке следующие фонды:

1. Фонд акционирования работников – для приобретения у акционеров акций общества для их последующего распределения среди работников предприятия с целью стимулирования и премирования высококвалифицированных специалистов.

2. Дивидендный фонд – для выплаты дивидендов по привилегированным акциям (привилегированные акции не имеют права голоса, обычно по ним уплачивается твёрдый фиксированный доход, в отличие от обыкновенной акции, дивиденд по которой колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала акционерного общества).

 


55. Методы планирования прибыли. Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий

 

Для планирования прибыли используется 2 метода: метод прямого счета и аналитический метод.

1. Метод прямого счета.

Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли.

При этом используют формулу:

 

П = ΣВi*Цi – ΣВi*Сi

 

где П – плановая прибыль;

Вi – плановый объем продаж товара i;

Цi – цена товара i;

Сi - себестоимость товара i.

Метод прямого счета отличается простотой, но при большой номенклатуре слишком трудоемкий.

2. Аналитический метод.

Он применяется при большой номенклатуре выпускаемых товаров или как дополнение к методу прямого счета для проверки его результатов.

Использование аналитического метода предполагает 3 этапа:

а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость продукции за тот же год;

б) исчисление объема продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли исходя из базовой рентабельности;

в) учет влияния на полученную плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости, изменения ассортимента, изменения цен.

Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Налоги, уплачиваемые предприятием, можно разбить на 3 группы:

1. Налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ услуг. Например, транспортный налог, налог на имущество предприятий, страховые взносы (взамен ЕСН), земельный налог.

Они влияют на уменьшение чистой прибыли косвенно, так как увеличивают себестоимость продукции. Суммы этих налогов включаются в состав прочих затрат (5-ый элемент себестоимости).

2. Налог на прибыль организаций – уплачивается из налогооблагаемой прибыли.

Он непосредственно вычитается из налогооблагаемой прибыли и уменьшает чистую прибыль.

3. Налоги, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль. Например, сбор за право использования наименования «Россия», а также местные налоги: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; сбор за право торговли; налог на перепродажу автомобилей; лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей и др.

Эти суммы вычитаются из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль, и тем самым тоже уменьшают чистую прибыль.

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая (налогооблагаемую) прибыль. Она включает в себя прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и прибыль от прочей деятельности (см. вопрос №53).

После формирования налогооблагаемой прибыли предприятие производит уплату налога на прибыль по ставке 20 % (до 1 января 2009 г. ставка составляла 24 %), а оставшаяся часть прибыли, поступившая в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

Чистая прибыль - разность между балансовой (налогооблагаемой) прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Чем больше балансовая прибыль, тем больше чистая прибыль. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению.