В экономике бывают 2 ситуации: спад производства и связанная с ним безработица, инфляция.

1) Спад производства -когда меньше ресурсов вводиться в производство: нет финансов –то надо увеличить денежное обращение, при спаде производства государство увеличивает предложение денег. Деньги предлагает гос-во в лице банковской системы.

Для увеличения денег в обращении Центрального банк применяет инструменты:

1)снижает резервную норму;

2)Центральный банк снижает учетную ставку.

Учетная ставка– процентная ставка на кредит, выдаваемые Центральным Банком коммерческим – это ставка рефинансирования.

3) Ц.банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги. Тогда у коммерческого банкав место ценных бумаг - остаются деньги, которые можно кредитовать.

В результате применения 3х инструментов увеличивает кредитоспособности коммерческих банков. Это политика дешевых денег.

2) Инфляция -при инфляции деньги обесцениваются, т.к. в обращении их слишком много, значит кол-во надо уменьш.

Применяются те же инструменты, но обратно:

1) увеличивают резервную норму

2) увеличивают учетную ставку

3) Ц.банк сам продает ценные бумаги.

Это политика дорогих денег.

Учетную ставку определяет Ц.б.и доводит до коммерческих банков, регулирует с помощью резервной системы.

Влияние д.к.п. на чистый экспорт:

1)политика дешевых денег - при спаде производства и безработицы: более низкая процентная ставка - сокращается спрос на деньги за границей - курс денег снижается -чистый экспорт увеличивается.

2)политика дорогих денег - при инфляции: увеличивается процентная ставка – увеличивается спрос на деньги зарубежом - стоимость денег увеличивает чистый экспорт снижается.

Кейнсианский придаточный механизм кр.-ден.политики:

Изменение д.к.п. - изменение резервов коммерческих банков – изменение процентной ставки - изменение денежного предложения - изменение инвестиций - изменение в объема производства, номинального ВВП.

Монетаристский придаточный механизм к.д.п.:

Изменение к.д.п. - изменение резервов коммерч. банков - изменение предложения денег -изменение совокупного спроса - изменение номинального ВВП.

Одной из главных проблем эффективного государственного регулирования финансовой сферы является координация денежно-кредитных и бюджетно-налоговых отношений. Денежно-кредитная политика играет здесь определяющую роль. Это обусловлено тем, что используемые в ней инструменты тесно связаны с оборотом материальных ценностей, с динамикой и структурой ВВП. Бюджет же отделен от движения физического объема ВВП и используется только для его перераспределения. За счет налогов формируется доходная часть бюджета. Вместе с тем от их обоснованности и размера во многом зависит мотивационный механизм агентов рынка, поскольку налоги прямо влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, их способность к накоплению и инвестированию денежных средств.

При формировании курса денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики необходимо ориентироваться на темпы прироста ВВП, а нормативы инфляции и бюджетного дефицита считать вторичными индикаторами, подчиненными задачам экономического роста. По выражению лауреата Нобелевской премии Дж. Тобина, "бумажная экономика" не должна быть доминирующей. Все финансово-денежные инструменты должны помогать "физической экономике" не только выжить, но и развиваться с учетом широкого спектра потребностей современного общества.