Драматические произведения: особенности, жанры. Специфика редактирования

Драм. произведения, пьесы – самые сложные в ряду художественно-словесных жанров. В пьесе не допускает свободного вмешательства автора, его подсказывания зрителю исключаются. Особенность – оно предназначено для театра, является текстом спектакля. Эта двойственная природа (лит. и сценическое пр-е) ставит процесс ред-я в необыч. условия, отличает. Драм-е пр-е рассчитано на условия театральной постановки, д. отвечать треб-м, предъяв-м к спектаклю. Сюжет и композиция. Условия: 1) ограничение в месте действия. По техн-м причинам нельзя увеличивать число картин (обычно 6-7). В пределах каждого действия место происходящего на сцене не м. выходить далеко за пределы ее прост-ва. 2) ограничение условиями времени. В рамках действия все развивается непрерывно, поэтому изображаемые события не м. длится более того времени, сколько продолжается игра на сцене. 3) сообщение зрителю обо всем через речи героев и те их поступки, кот. м.б. изображены на сцене. Но длительные рассказы на сцене утомительны. Н. так выстроить сюжет, чтобы как м. меньше событий происходило за сценой и в промежутках м/у актами. Пьеса д. содержать достаточно мат-ла для интересной игры актеров. Н., чтобы разработка ролей давала возможность создать сценический образ. Обычная драм-я тема – тема борьбы, внешней борьбы разных лиц, интересы кот. сходятся в противоречии. Иногда это сопровожд-ся внутр-й псих-й борьбой противопол-х чувств у одного героя. Весь ход драм-й борьбы – интрига. Иногда несколько: главная и параллельные. Всякая интрига вкл.: завязку – мом-т, с которого начинается борьба; перипетии борьбы; развязку, на кот. борьба заканчивается. Развязке предшест-т наиб-е напряженный момент борьбы. В начале пьесы экспозиция – изложение тех сведений, кот. необх-мы для понимания дальнейшего действия. Эксп-я положения – сообщение зрителю об обстотельствах, при кот. начинается действие, о взаимоотн-х действующих лиц… Д. сущ-ть такая сцена, во время кот. одно лицо рассказывает другому обо всех обстоятельствах. Для эксп-и характеров необх., чтобы каждое действующее лицо само себя охарактеризовало своим поведением. Для этого вводится такое положение, в кот. легко могут проявится осн. черты хар-ра. Интрига не допускает медленного развертывания. Один из приемов движения – прием узнания. Требов-я к драм-м пр-м. Драма пишется диалогом. 1.Драматургия невозможна без острых жизненных конфликтов. В ее основе – напряженное действие. Также необх-мо определить, является конфликт подлинным / мнимым, т.е. развивается ли он на основе жизненно существенных, общественно значимых противоречий, порождающих контрдействия, или ограничивается чисто внешней, искусственной напряженностью. 2.Исключительная значимость диалого-монологической речи. Необх-мы движение, активность героев. Каждый словесный отклик того / иного персонажа не просто нес опред-ю смысловую нагрузку, но и служил очередным толчком в развитии действия. Для выказывания характеров реплики д.б. резко индивидуализированы. Реплики – единственное средство в драме передать психолог-е особенности персонажей. Поэтому ред-р д. добиваться не только смысловой их ясности, но и выразительности. Индивидуальности реплик не способствует грамматическая, синтаксическая нормативность, т.к. язык персонажей д.б. живым и естественным, т.е. подверженным законам устной речи со всеми ее неправильностями. Ред-е языка не д. сводится к граммат-му сглаживанию реплик. Важно освободить их от избитых, шаблонных выражений, из-за кот. стирается речевое своеобразие каждого из действующих лиц. Следует уделять внимание ремаркам, чтобы они не были разросшимися или слишком краткими, т.е. бесполезными для постановщиков и режиссеров, кот. требуются деловые, практические и точные указания.

Комедия, имея общее происхождение с трагедией, прошла самостоятельный путь развития, сделав главным своим оружием и единственным положительным героем воинствующий и всепобеждающий смех. Она вобрала в себя и веселую балаганщину веселых представлений, и ходячий анекдотизм бытовых коллизий, и язвительную насмешку слабого над сильным, бедного над богатым. Комедия использовала все формы, все разновидности, все оттенки и нюансы смеха, иногда эта полифония присутствует почти целиком в одном произведении. А чаще один из видов смеха становится главным. Были попытки разграничить комедии на сатирические, лирические, иронические, сентиментальные, романтические. Издавна разграничивали комедию положений и комедию характеров. Основное внимание в 1-ой уделяется интриги, сюжету, развитию действия; а во 2-ой—раскрытию чел-ого характера, причем, взятого в к.-л. одном своем качестве, подвергающемся анализу и осмеянию. Н-р, в скупости, ревности, строптивости. Комедия положений- «Тартюф», «Скупец», а в рус. драматургии – «Недоросль» Фонвизина.

Водевиль—младший брат комедии. Беззлобный и добродушный весель­чак, не претендующий на обобщения и глубокие мысли. В старину водевиль включал в себя куплеты и танцы, исполнявшиеся по ходу действия актерами-универсалами. Позже водевиль освободился от танца и пеня и преобразовался в одноактную пьесу-шутку. Н-р, «Медведь», «Предложение», «Юбилей» (Чехова). Драма может включать трагич. и комич. эл-ты, но содержание ее и целенаправленность далеки от того, чтобы вызвать траг-ий и комич-ий эффект. В драме изображаются серьезные и значительные конфликты, напряженная борьба между действующими лицами, за к-ыми стоят определенные общ-ые группы и слои.