Вопрос 38.

Смотри вопрос 31!!!

(Федеральный закон "Об экологической экспертизе" 23 ноября 1995 года)

Виды экологической экспертизы (Ст. 4). В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (По субъекту организации и проведения). По времени и процедуре рассмотрения - первичной и повторной (повторная делится также на добровольную и по решению суда); по результатам - пришедшей к положительному и к отрицательному заключению.

(Ст. 20) Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу.

Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Экспертиза может выполняться комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющаяся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Объекты экологической экспертизы делятся на две группы -федерального уровня и уровня субъектов РФ и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Закона.

Список объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня весьма объемен (занимает больше двух страниц текста). Он включает проекты правовых актов, материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ; проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и объектов хозяйственной деятельности;; проекты международных договоров и соглашений о разделе продукции; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду; техническую документацию на новые технику, технологию, вещества, сертифицируемые товары и т.п.; материалы комплексного экологического обследования территорий для придания им особого правового статуса (например, зоны экологического бедствия); проекты схем охраны и использования природных ресурсов; документацию на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе о переводе лесных земель в нелесные; иные документы.

Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задача - установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача - исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.