Вещное право по Институциям Гая.
Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в
римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в
институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и
расширение территории римского государства привели к появлению в
классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная
предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный
национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу
целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь
потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления
собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых
юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или
бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения
формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус
квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически
закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis).
Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного
права, другие - человеческого. К категории вещей божественного права
принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res
sacrae - это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae -
посвящены Богам подземным.
Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и
могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые
(res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе
относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные
сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые
в архаический период выступали в качестве коллективной семейной
собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло
быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res
mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации;
вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет
манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая
in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок,
заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти
свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди,
произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву
квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот
металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о
весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его
в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством
манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи
(традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм.
Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о
таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он
пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей
собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов
(ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией
или in iure cessio).
По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются
собственностью захватчика(ст.69), а если на чьей то территории будет
построен дом, то он переходит к собственнику земли(ст.73).
Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были
сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право
пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной
собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования
взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их
хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых
вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право
прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить
груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.
В этой книге также уделено значительное внимание наследственному
праву. Существовало три вида завещаний: 1) завещание, составленное перед
лицом всего народа в куриатных собраниях, 2) перед выступлением в поход, то
есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение и 3)
завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в
манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже
распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было,
как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих.