Вещное право по Институциям Гая.

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в

римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в

институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и

расширение территории римского государства привели к появлению в

классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная

предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный

национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу

целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь

потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления

собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых

юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или

бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения

формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус

квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически

закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis).

Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного

права, другие - человеческого. К категории вещей божественного права

принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res

sacrae - это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae -

посвящены Богам подземным.

Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и

могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые

(res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе

относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные

сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые

в архаический период выступали в качестве коллективной семейной

собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло

быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res

mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации;

вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет

манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая

in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок,

заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти

свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди,

произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву

квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот

металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о

весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его

в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством

манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи

(традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм.

Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о

таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он

пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей

собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов

(ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией

или in iure cessio).

По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются

собственностью захватчика(ст.69), а если на чьей то территории будет

построен дом, то он переходит к собственнику земли(ст.73).

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были

сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право

пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной

собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования

взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их

хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых

вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право

прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить

груженые повозки, право отвести воду с участка соседа.

В этой книге также уделено значительное внимание наследственному

праву. Существовало три вида завещаний: 1) завещание, составленное перед

лицом всего народа в куриатных собраниях, 2) перед выступлением в поход, то

есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение и 3)

завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в

манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже

распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было,

как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих.