Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов ФВ.

В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «нагрузка». Нагрузка- оно ха­рактеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, — то, насколько они велики и в какой ме­ре они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различаютпредельную, большую, среднюю, малую и другие сте­пени нагрузки). Понятие «нагрузка» отражает тот очевидный факт, что выпол­нение любого физического упражнения связано с переводом функ­ционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагру­жающей функциональные системы и вызывающей, если она до­статочно велика, утомление. Нагрузка в данном отношенииэто дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей- Внешняя и внутренняя стороны нагрузки.Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с од­ной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, ко­личество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вы­зываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударно­го и минутного объемов крови и т. д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — к ее «внутрен­ней» стороне (точнее к реакции на нагрузку).

И те, и другие показатели важны для оценки и направлен­ного регулирования нагрузок в процессе физического воспитания.

Объем и интенсивность нагрузки.Общая величина нагрузки производна от её объёма и интенсивности. В самом широком смысле понятие «объем нагрузки»относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; понятие же «интенсивность нагрузки» свя­зано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.

Разновидности отдыха; его восстановительная и регулирую­щая роль.Целесообразное использование нагрузок в процессе фи­зического воспитания неразрывно связано с нормированием и нап­равленным регулированием интервалов отдыха между упражнени­ями, их повторениями и занятиями в целом. Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых, или пассив­ный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый по­средством переключения на деятельность, отличающуюся от той, ко­торая вызвала утомление, и способствующую восстановлению рабо­тоспособности). В процессе физического воспитания отдых в обеих своих разновидностях является прежде всего необходимым усло­вием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в ре­зультате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобнов­ления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отды­ха служит одним из средств оптимального управления общим эф­фектом упражнений.

Типы интервалов отдыха.Интервалы отдыха между повторе­ниями упражнения или разными упражнениями в рамках отдельно­го занятия, естественно, не равны интервалам между заняти­ями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые.

При повторениях и чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха.

Ординарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функцио­нального состояния организма, следующей за выполнением

Напряженный интервал— это интервал, протяженность кото­рого настолько не велика, что очередная нагрузка кагбы совмещается с остаточным функциональной активностью определённых систем организма..

Минимакс-интервал – наименьший интервал отдыха между упражнениями по истечении которого может выявлятся ближайшие последствия предшествующего упражнения.

При ординарном интервальном занятия успевают возвратиться к тому какой был в начале предыдущего

Жесткий интервалпроисходит значительная сумация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизации, его резервных возможностей, развиваются суперкомпенсаторные процессы.

Суперкомпенсаторный интервал –является своеобразной фазой реагирования организма на предявленную неординарную нагрузку и сопряжённое с ней расходывание его ресурсов.