Вопрос 21. Конституционное закрепления формы российского государства.

В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации[1] наше государство – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

То есть, Конституция РФ закрепляет конституционно-правовой статус российского государства и его основные сущностные проявления.

Норма Конституции содержит все три основных элемента формы государства: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления.

Однако, как свидетельствует анализ норм законодательства, работ многих ученых-правоведов, а также событий, происходящих на политической арене России, фактически форма российского государства, провозглашенная Основным законом государства и реально существующая на практике, не совпадают.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей особенности формы российского государства.

Предмет исследования – нормы законодательства и теоретические работы.

Цель работы – рассмотрение формы российского государства с учетом норм Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, теоретических работ ученых.

Задачи работы:

- изучить форму государства и ее элементы: форму правления, форму территориального устройства и политический режим;

- исследовать через категории формы государства особенности формы российского государства.

Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

Форма государства – одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики – вопросом об организации государственной власти, ее устройстве.

Можно сказать, что форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Общепринятой признается концепция государства как формы правовой организации деятельности политической власти. Вполне обоснованно и справедливо считается, что государство – это дитя общества.

Под формой государства принято понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.

Разнообразие форм государства объясняется рядом причин. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

- исторические традиции развития национальных государств;

- исторические особенности становления национальных государственностей;

- реальное соотношение социальных сил в стране;

- национальный состав населения страны;

- менталитет населения, выражающийся в «терпимости» по отношению к власти;

- зарубежный опыт;

- уровень жизни населения;

- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

- роль мирового сообщества.

Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Основными составляющими данного термина являются такие понятия, как «форма правления», «форма территориального устройства» и «политический режим».

Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.

Также рассмотрим форму российского государства через данные категории.

Вопрос 22. Принцип разделения властей в конституционном праве: содержание, механизм осуществления.

делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее, можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).

В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.