В зависимости от форм проявления различают открытую и скрытую инфляцию.

1. Открытая - характеризуется ростом общего уровня цен, падением покупательской способности денег, дисбалансом спроса и предложения.

2.Подавленная - не сопровождается ростом цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне.

В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров может быть:

1. Сбалансированная - при которой цены на все группы товаров примерно одинаковы.

2. Несбалансированная - цены на различные товары растут разными темпами.

В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:

1. Ожидаемая - прогнозируемый, планируемый рост цен.

2. Неожиданная - характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса

В зависимости от причин возникновения инфляции, различают:

1. Инфляцию спроса - результат превышения совокупным спросом товарного предложения.

2. Инфляцию предложения - вызывается ростом стоимости факторов производства

Для измерения используют:

1. Индекс потребительских цен - определяется как отношение стоимости «потребительской корзины» в текущем периоде к стоимости в предшествующем периоде.

2. Темп роста цен, определяется как разность между индексами цен текущего и предшествующего периода, деленная на индекс цен предшествующего периода,

где

- темп инфляции в процентах;

- индекс цен текущего периода;

- индекс цен предшествующего периода.

 

 

№ 61. Причины и социально – экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Основные причины:

1. Милитаризация экономики, следствием которой являются: рост государственных расходов; поглощение военным производством материальных, трудовых ресурсов;

2. Структурные диспропорции в национальной экономике;

3. Несовершенство конкуренции, монополизация рынка;

4. Высокое налогообложение;

5. Рост цен на мировых рынках, импортируемая инфляция;

6. Инфляционные ожидания.

Социально-экономические последствия:

1. Падение реальных доходов населения, обесценивание накопленных сбережений, падение уровня жизни.

2. Расслоение общества на бедных и богатых.

3. Утрата стимулов к накоплению и падение инвестиций.

4. Замедление обновления производства и старение производственного аппарата страны.

5. Торгово-спекулятивный и финансовый бизнес.

6. Рост цен на отечественные товары ведет к падению курса национальной валюты. Утрата ценами своих функций.

Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:

1. Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.

2. Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.

Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них – налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант – достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции.

Милтон Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, % ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и % ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек.

Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.

Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

 

№62. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, определяющие их величину и динамику.

Основополагающими элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. В спросе проявляется готовность общества приобрести товары и услуги, а в предложении — производство товаров и услуг, готовых к реализации по сложившимся ценам. На уровне национального рынка речь идет о совокупном спросе и совокупном предложении. Однако цена не может быть выражением слагаемых цен всей массы разнородных и разнообразных товаров. Для ее выражения используются индексы цен, т.е. уровни цен как агрегированное выражение динамики всей совокупности цен в стране.
Совокупный спрос — это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое произведено в стране и предъявлено к продаже при сложившемся уровне цен. И в том, и в другом случае под количеством спрашиваемых и предлагаемых товаров, и услуг нельзя понимать их выражение в натурально-вещественной форме, так как их невозможно сложить, суммировать. Нельзя метры тканей сложить с тоннами чугуна, количеством станков, выработанными киловатт-часами энергии. Но все эти товары можно и нужно свести к общему знаменателю, каковым является их стоимостное выражение. Совокупное предложение представлено кривой, которая показывает соответствие того или иного уровня реального объема внутреннего производства каждому из возможных уровней цен. Более высокие уровни цен сохраняют стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства и предложения товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального (внутреннего) продукта является прямой («положительной»).
Совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен — атрибуты процесса общественного воспроизводства любой страны. Не существует ни одной экономической школы, которая пренебрегала бы данными категориями. Попытки приписать второстепенную роль им в трудовой теории стоимости свидетельствуют либо о экономическом невежестве, либо о научном шарлатанстве. Достаточно упомянуть о том, что К. Маркс называл спрос и предложение «общественными движущими силами».
Коротко остановимся на функциях совокупного спроса и совокупного предложения.

1. Они служат своего рода барометром пропорционального, сбалансированного развития национальной экономики (пассивная функция), так как любой процесс в ней незамедлительно проявится на рынке в изменении соотношения между спросом и предложением.

2 Выполнив отмеченную пассивную функцию, они тут же начинают выполнять активную функцию по исправлению возникших диспропорций и через рыночные цены приводят в движение капиталы, обеспечивая их переливы из одних отраслей в другие.

3 Они представляют собой два момента процесса общественного воспроизводства — потребление и производство, хотя и не совпадают с ними.

4 В них находят свое выражение и все социально-экономические противоречия в хозяйственной жизни общества.